Оглавление

Введение в жизнь. Правде в зубы не смотрят

Qui bono, qui prodest, «кому выгодно». Сказано Кассианом Равиллой в 127 году до Р.Х., но явлением культурной — точнее, антикультурной — жизни стало лишь с XIX века. «Кому выгодно» по-разному звучало в обществе, где честь была выше прибыли, и в противоположном — то есть, в обществе буржуазном.

Принцип и сам по себе, в расследовании преступлений, не универсальный. На этом построен весь детективный жанр. С одной стороны, убийство может быть выгодно любому, с другой, очень часто убийство вообще не мотивировано, а его выгодность кажущаяся.

В буржуазной психологии этот принцип из не слишком универсального стал манифестом цинизма. Человек, посвятивший жизнь прибыли и хорошо знающий один язык — денежный — вообще по определению склонен к цинизму. Циник, разумеется, считает себя реалистом, но между реалистом и циником такая же разница как между апостолом Фомой, желающим вложить персты известно куда, и проктологом, который осуществляет вклады схожие, но все же совсем другие.

Прибыль важная штука, и было бы глупо вкладывать деньги во все проекты, не проверив, какие из них выгодны. Выгода для инвестора и есть прикладная форма правды, а выгодность есть истинность. Только мир не исчерпывается инвестициями, и буржуа, подобно проктологу, должен сознавать возможность профессиональных деформаций даже у себя, великого. Впрочем, мелкие буржуа даже больше великих капиталистов склонны к деформациям, поэтому они и остаются мелкими. Не видят мира в целом.

Лучший пример великих ошибок мелкого буржуа — Карл Маркс. Энгельс был буржуа покрупнее и ошибки делал, соответственно, поменьше. Маркс же сделал «кому выгодно» метафорой космоса, претендуя быть Ньютоном в экономике и, более того, в философии, антропологии и вообще во всем. Как если бы Ньютон претендовал объяснять отношения между людьми своими законами — мы же тела, так? Ну вот тела и взаимодействуют, а душа есть вымысел.

Если судить Маркса по принципам Маркса, то марксизм выгоден одному человеку — Марксу либо тому диктатору, в котором воплотится диктатура пролетариата. Первым таким воплощением был Ленин, а в наши дни уже мелкой пташечкой, но принцип один: диктатор выгоден тем, кому он диктует, как жить. Правда, понятия «жизнь», «выгода» при этом сведены к ньютоновым «телам», не более человекообразных, чем биллиардные шары.

Душа человеческая, конечно, сопротивляется такому безобразию, почему жертвы диктатур обычно циничнее даже диктаторов, хотя, казалось бы, куда уж больше. Вот здесь «кому выгодно» и становится универсальным способом описания и объяснения, прямым путем ведущим в помрачение мозгов и душ. Кому было выгодно предательство Иуды? Христу, конечно! Так родилась декадентская идея Леонида Андреева, вполне мелкобуржуазная (30 серебреников большие деньги только для мелкого предпринимателя, хватило бы в наши дни на месячную аренду табачного ларька). Кому выгодно творение мира? Никому, значит, Бога нет. Кому выгодна правда? Тому, кто использует правду, чтобы навредить, уязвить, победить.

На заре тренда это привело, например, к такому анализу хроник — включая Библию — когда каждую фразу анализировали с одним расчетом: это выгодно царю, жрецу, завоевателю, торговцу? «Блаженны плачущие»? Выгодно психотерапевтам, плачущии к ним прибегут. «Блаженны миротворцы»? Выгодно тем, кто развязывает войны — миротворцы сопротивляться не будут. «Блаженны изгнанные правды ради»? Выгодно тем, кто хочет эмигрировать в страну побогаче и подемократичнее.

Заря у тренда была, заката пока не предвидится. Даже непонятно, пройден ли апогей, но это и неважно, каждый сам должен его пройти и сказать себе, что правда есть правда есть правда. Кому она может быть выгодна, другой вопрос. Правда — дар, подарок, причем всегда очень неожиданный, и о правде можно сказать то же, что говорили о лошадях: «Дареной правде в зубы не смотрят». Ах, мне могли подкинуть лишь часть правды, чтобы я пал жертвой манипуляции? Лучше часть правды, чем никакой правды вообще, а понять, часть или целое — для этого есть то, что называется жизнью и включает в себя критическое мышление, когнитивные способности, ауторефлекцию, науку, общение и всё-всё-всё.

Да, правды всегда мало, но «мало» и «недостаточно» разные вещи. Главное, принципом «кому выгодно» нужно судить вовсе не правду, а ее отсутствие. Кому выгодны секретность, цензура, замалчивание, утаивание? Ответ известен: «Да тебе же и выгодно, простой ты наш человек! Ради твоей безопасности, ради стабильности твоего существования, а кто разглашает, тот смерти твоей хочет, уж поверь!» Уж не верю! И не должен верить, и должен не верить! Правде можно не глядеть в зубы, можно глядеть, но когда правды просто нетути, тут уж без выбора, как без глаз. Кому выгодно, чтобы я был слеп и нуждался в ком-то, кто будет мне сообщать, что правда? Очередному слепому духом, который пытается компенсировать свою слепоту, став поводырем для других. Вежливо поблагодарить и продолжать пасти правду на лугу Вселенной, а что правда может взбрыкнуть или даже укусить ну и ладушки, лучше кусачая правда, чем облизывающая тебя ложь.

См.: Цинизм - История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку
в самом верху страницы со словами
«Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном оглавлении.