Тоталитаризм — явление не физиологическое, не уничтожение тел, а уничтожение общения людей.
Обычно пытаются победить тоталитаризм рассказами про мучения физиологические: как бьют, режут, расстреливают, отправляют в рудники.
Так тысячелетиями поступали авторы христианских текстов о мучениках. И что в итоге? Ничего. На колу мочало, начинай всё с начала, не с того конца проповедовали Евангелие.
Так авторы текстов о мучениках хотя бы упоминали мельком, что те шли на мучения, лишь бы не отрекаться от Христа, что их мученичество было своего рода проповедью Христа.
В сегодняшней России борцы с тоталитаризмом, которых и так немного, стараются ужаснуть людей, расписывая палачества палачей.
Это не очень действует.
Во-первых, долго ужасаться трудно.
Во-вторых, это пугает: если палачи такие ужасные, так, наверное, лучше с ними и не связываться.
В-третьих, начинает работать принцип «выведи корову». 1938 год плох, потому что номенклатуру били каблуками. В 1923 году номенклатуру каблуками не били, следовательно, 1923 (1993, 2003) хороший год, надо жить, как тогда.
Оказывается, для душевного спокойствия не так важно победить тоталитаризм, как представить тоталитаризм прошлым, которое надо помнить. То, что он вокруг… Ну, это ведь другой разговор! Каблуками-то не бьют? Номенклатуру? Значит, уже грех жаловаться!
Не победить тоталитаризм, а гарантировать неприкосновенность своего тела — ну, и чужого, они понимают, что благоразумно требовать не только для себя хабеас корпуса. Но в реальности другие интересуют их мало — всего лишь, по принципу «берегите евреев, покончат с ними, возьмутся за нас».
Ужас-ужас-ужас в том, что люди не падают в обморок, если им сообщить, что тогда-то там-то не было свободы слова. А «бьют каблуками» — падают в обморок. Значит, люди не поняли связи между каблуками и словом, а следовательно, тоталитаризм остался в целости и сохранности.