Вообще чем плохо рабство? С точки зрения философии коммуникации рабство есть тот же грех, что убийство: единица общения превращается в пустое место, даже хуже — не участвует в общении, а становится помехой у него на пути.
При этом в любом рабовладельческом обществе собственно рабовладельцы составляли всегда меньшинство, большинство свободных людей рабов не имели просто по бедности. Но и свободные люди считали рабство нормальным, потому что отождествляли себя с богачами, с «системой». Странно?
Давайте посмотрим на сегодняшний день. Кто-нибудь сегодня считает необходимым протестовать против разделения человечества на государства? Нет. Почему? Это разделение очень выгодно каким-нибудь подавальщицам в столовках? Нет, конечно. Оно выгодно истеблишментам. Разделение на суверенные государства понижает уровень свободы личности, а не повышает, потому что даже там, где люди голосуют, они голосуют лишь в пределах своего государства. Судьбами же человечества безо всяких голосований распоряжается элита (не ООН, разумеется), распоряжается очень коряво, но с прибылью для себя. Но абсолютное большинство людей считает разделение — на этносы, племена, нации, государства — явлением не просто неизбежным, но и позитивным, потому что люди отождествляют себя с теми, кто выигрывает от разделения человечества.
Если люди не умрут от жары, через пару тысяч лет все будут строго допрашивать христиан: почему вы не выступали против разделения человечества на государства? Разве в Евангелии не задан курс на единство людей? И мы будем смущаться и что-то лепетать про диалектику. А надо цитировать Ивана Сергеевича: не лучше ли на себя оборотиться.