Нет «пророка Исайи». Есть правозащитник Исайя: «Горе тем, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения, чтобы устранить бедных от правосудия и похитить права у малосильных из народа Моего» (Ис. 10, 1-2).
Заметим: равенства нет. Права богатых и сильных не равны правам слабых и бедных. Права слабых больше прав сильных! Как по совести, так и по математике: даже для богача единственный способ застраховаться от слабости и бедности — это застраховать слабых и бедных за счёт богатых и сильных.
Что такое слабость и нищета? А что такое богатство? Возможность ездить по всему миру, летать со сверхзвуковой скоростью, скоро уже и в космос за стоимость московской трёшки можно будет летать. Больной прикован к одру, нищий прикован к точке, через которую проходит наибольшее число людей и, соответственно, выше вероятность милостыни.
Бог через Исайю грозит нарушающим права человека симметричным ответом — тюрьмой, которая есть подвид смерти: «согнутся между узниками и падут между убитыми» (Ис. 10, 4).
Спаситель приходит к заключённым — к заключённым справедливо, к стреноженным, к запертым, чтобы не бросались на людей. К волкодавам-людоедам. И — выпускает их. Нас. Свобода!
Неподвижности тюрьмы, слабости, неволи противостоит не бег трусцой, а неподвижность свободы. Из чтений в этот день — рассказ о потопе. А ведь ковчег — та же тюрьма. Выйти некуда. «И даже если ходишь в ней, ты всё равно сидишь». Вокруг бескрайняя вода, глазу не за что зацепиться, и тут невозможно понять, движешься ли ты и куда. Движение начинается, когда ты видишь гору, и определяется относительно этой горы, откуда голубь с веточкой невойны.
В 11-12 главах Марка именно об этом неподвижном движении свободы — спектакль с бесплодной смоковницей (символ человечества) и загадка про гору, которая готова заняться дайвингом, но — зачем? Дело горы — быть точкой отсчёта для занимающихся дайвингом. Не Синай должен идти к магометам и моисеям. Но уж если ты гора или смоковница, если уж ты часовой, — осторожно, не перепутай. Ты к кому повёрнут лицом? Мир не симметричен, надо выбрать. Либо ты стережёшь Бога, свирепо поглядывая на прохожих, либо ты повёрнут к Богу и смотришь на Него, а Он — на тебя...