Каноны православные — не систематический свод законов (кстати, «канонами» они назывались в противоположность светским, гражданским законам, которые по-гречески «номосы»; в русской традиции этому соответствует противопоставление «правил» и «законов»). Они писались «на случай», но «случаи» воспринимались как «прецеденты», помогающие понять общий принцип. Применительно к церковным границам это означало такой принцип, закреплённый 38 каноном Шестого Вселенского собора:
«Распределение церковных дел и приходов должно следовать гражданским и земским распределениям».
Прецедентом в данном случае служило выделение новой епархии в случае основания нового города императором. Тем не менее, это именно прецедент, принцип же носил обобщённый характер, что подтверждалось многовековой практикой церковных судов. Именно судов, часто длившихся веками, и далеко не все эти судебные процессы завершены. Часто дело оканчивалось тем, что исчезали с лица земли спорившие о земных владениях стороны.