«Яков

Оглавление

Воскресение между поэзией и патриотизмом

В Вавилонском талмуде (b. Taanit 5b) рассказывается о том, как равви Нахман обратил внимание, что об Иакове не сказано «умер». В описании смерти Авраама (Быт. 25:8) есть слово «умер», «мот», в рассказе о смерти Исаака (Быт. 35:29) есть слово «мот», а в рассказе о смерти Иакова (Быт. 49:33) — нет! Во всех трёх рассказах есть оборот «приложился к народу своему». а «умер» только в первых двух.

Нахман объяснял это словами пророками Иеремии (30:10): «Возвратится Иаков и будет жить спокойно и мирно, и никто не будет устрашать его». 

Понятно, что это «натянуто», что просто рассказы о смерти патриархов написаны очень по-разному, разным стилем, что Иеремия употреблял «Иаков» как обозначение всего народа (праотец Чех — и народ чехов). 

А вот что непонятно: как из этого гиперскептик Нил Годфри делает вывод, что повествования евангелиста Марка тоже всего лишь «мидраш», «аллегория». Нет для такого вывода оснований, а он — делает. Потому что «может быть». Так «всё может быть», надо же доказательство, что одно «может быть» вероятнее другого «может быть». 

Главное же: пророк вообще не имел в виду ни судьбы лично Иакова, ни проблемы бессмертия. Пророк был поэт и патриот, не более и не менее. Большинство же патриотов отнюдь не поэты, поэтому союз патриотизма и поэзии всегда временный, и патриотизм обречён умереть, а поэзия нет. Патриотизм обречён умереть, потому что патриотизм согласен на смерть каждого в отдельности, лишь бы целое существовало, а поэзия не согласна считать существование целого — существованием. Патриот не чувствует метафоричности метафоры, а поэт живёт именно этой метафоричностью, поэтому поэт знает разницу между воскресением настоящим и поэтическим, и для поэта поэзия никак не замена воскресения, а путь к настоящему воскресению.

 

См.: Читая Библию с Яковом Кротовым. - История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку
в самом верху страницы со словами
«Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном оглавлении.

О Нахмане и его толковании см.: Milikowsky, Chaim. 2005. «Midrash as Fiction and Midrash as History: What Did the Rabbis Mean?» In Ancient Fiction: The Matrix of Early Christian And Jewish Narrative, edited by et al Jo-Ann A. Brant, Charles W. Hedrick, and Chris Shea, 117–27. Symposium Series 32. Atlanta: Society of Biblical Literature.

Годфри: https://vridar.org/2019/01/25/midrash-a-message-from-god-though-not-historically-true/