«Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;» (Мф. 10:37)
Церковная история предлагает множество иллюстраций к этому изречению — жития святых, которых бросали семью и уходили в монастырь. Некоторые — в наше время, пожалуй, даже большинство — погружались и погружаются в дела милосердия. Мы идём за Христом, они не идут, так их оставить святое дело! Наша настоящая семья — наш пионерлагерь. То есть, пардон, наша Церковь!
К счастью, из семьи уходят не только в Церковь. Из семьи обычно уходят в новую семью — в свою. Человек оставляет отца и мать, оставляет любовь к ним, с которой он вырос, не раздумывая, ради любви совершенно новой. Существенное отличие: родителей не выбирают, любовь к родителям предзадана, нужно крепко постараться, чтобы её разрушить. Любимого человека тоже, конечно, не выбирают, но... В общем, как сказал Иисус в другой раз, кто оставит отца и мать ради Бога, получит в сто раз больше отцов и матерей... Потому что человек, приобретший опыт любви свободной, а не заданной, рано или поздно открывает своих родителей уже не как родителей, а как любящих друг друга людей.
Мы любили отца и мать как тех, кто вращается вокруг нашего «я». Уйти от такой любви! Вернуться и полюбить отца и мать как тех, кто любил друг друга, — а наше «я» тут вовсе и ни при чём, побочный эффект, Божья шутка. Как говорили Алисе в Зазеркалье: нужно очень быстро бежать, чтобы оставаться на месте.
Земля круглая. Уйдя от тех, кто нас любит, мы возвращаемся к ним как любимым. Идя за Христом, мы приходим и к родным, и к далёким, но страждущим людям, потому что Сам Иисус страждет. Наш Бог не мёртвая статуя, слепо глядящая вперёд поверх толпы. Он и не плакат, зрачки которого прорисованы ровно в центре, чтобы казалось, будто они смотрят на каждого, где бы ни находился зритель. Господь не смотрит на нас прямо. Он не ведёт нас никуда. Он несёт крест на Голгофу. Он еле видит землю под ногами, потому что по лицу катится пот. Он страдает и поэтому видит каждого, а вот чтобы Его увидеть — нужно разделить чьё-то страдание. Сколько бы мы ни следовали за Христом, Он опережает нас и следует за нами как старший идёт за младшим, оберегая его от опасностей.
Следуя за Иисусом, мы возвращаемся к нашим родным и ко многим приходим, с кем должны были бы быть, да не прошли мимо. Мы уходим от наших родителей и от наших детей как от нашей опоры, от нашего защиты и страхового фонда на случай несчастий — и встречаем их во Христе как братьев и сестёр. Мы покидаем родину материальную, Царство Небесное становится нашей родиной — и возвращаемся затем на землю уже как граждане Неба. Может быть, нам будет легче, может быть, тяжелее, но в любом случае должно быть — иначе.
По проповеди в воскресенье 26 июля 2009 года.