«Яков

Оглавление

Не зевай!

«Выйдя вскоре из синагоги, пришли в дом Симона и Андрея, с Иаковом и Иоанном» (Мк 1:29).

Ещё одна иллюстрация к тому, что текст Марка первичнее. Матфей в этой фразе отрезал «выйдя вскоре из синагоги», потому что вклинил огромный кусок, «нагорную проповедь», между эпизодом в синагоге и этим. Лука выкинул «вскоре» и убрал имена апостолов, потому что Лука не «вклинил» рассказ о Рождестве, а целиком заменил начало Марка, так что рассказ о призвании апостолов оказался после этого эпизода. У Марка все композиционно стройно и логично. Не просто «короче». И динамично!

«Вскоре», употреблённое и в этой фразе, и в предыдущей, тоже создаёт ощущение динамичности, но при рыхлом повествовании эффекта бы не было. Скорость это материальный фактор, в жизни человека она может оказаться и позитивным, и негативным фактором.

Римляне формулировали это как festina lente, «торопись медленно». Моя тётя Гита Гольдберг, во время войны возглавлявшая роту разведчиков, объясняя, как надо брать «языка», эту латинскую мудрость выражала иначе: «Поспешность уместна только при ловле блох». Но у Марка иначе, потому что Иисус у Марка не пленных берёт, а как раз ловит блох. Нормальный человек тратит на Бога, смысл, веру ровно столько времени, сколько нужно блохе для скачка.

Блох нынче плохо знают — пусть будет муха. Мы как мухи, вроде бы и вьёмся над вечностью, хочется ведь вкусняшки, но виться-вьёмся, а поймать себя не даём. Вот Марк и превращает Иисуса в муху, которая и тут, и там… Стать настоящим человеком означает стать настоящей мухой, трутнем, паразитом. Ну, мы чем защищаемся? Изображаем Иисуса эдаким величественным идолам. В пустыне сидит на камне, размышляет, медленно шпандырит по дороге, разговаривая с учениками, словно впереди вечность…. А у Него впереди была не вечность, а Голгофа. За Ним не только «следовали», за Ним гонялись, спешили сделать зло — а Он, как метко выразился Гааз, сам спешил делать добро и нам велел не зевать.

 

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку
в самом верху страницы со словами
«Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном оглавлении.