(Расшифровка видео 2014 года)
В церкви всегда было, есть и будет много неверующих людей. Проводить границу между верующим человеком и неверующим — не в нашей компетенции. Как на суде: сомнения толкуются в пользу обвиняемого. Это очень важный принцип.
Сомнения в том, что пришёл верующий человек, возникают часто. Не потому, что он плохо живёт (верующие тоже плохо живут), а потому, что он не молится. Водораздел проходит не между верующими и неверующими, а между молящимися, как угодно слабо и плохо, и вообще не молящимися, не подозревающими, что молитва есть не просто физическое стояние.
Священники часто говорят людям, которые только пришли к вере, уверовали, и им хочется чем-то церкви помочь, послужить, и они говорят: «У меня хороший голос! Я умею петь! Давайте на клиросе»... и священники говорят: «Не надо».
Потому что на клиросе человек погружается в довольно маленький такой мирок, и иногда это мирок обид, злословий... Ну, как космонавты на орбите друг с другом ссорятся... Но прежде всего, так говорят потому, что петь и молиться — это далеко не одно и то же. Человеку надо сперва научиться молиться — запомнить, как молишься — а потом уже рисковать и потихонечку начинать петь.
Когда мы открываем Священное Писание, пение и молитва там синонимы («Пою Богу моему, дондеже есмь».)
Древнехристианские монахи (третий, четвёртый века) они пели Псалтирь. Они не произносили молитвы, они не повторяли: «Господи, помилуй меня грешного». Они пели.
Но все-таки пение — это не совсем молитвы. Это именно пение.
Часто человек поёт в храме потому, что если он замолчит, ему будет скучно. Он никогда не молился безмолвно. А не молился безмолвно — значит не молился вообще. Это очень рискованное состояние. Человек не молящийся, который ещё не знает как молиться. Пускать ли таких людей в церковь? Ну, конечно, пускать.
Но зачем? Не для того, чтобы они занялись экономикой церкви, церковным хозяйством. Не для того, чтобы они взяли на себя то, что делают молитвенники. Нельзя разделить людей (как это делали в Средние века, иногда — и сейчас): вот есть молитвенники за нас к Богу, а мы — при вас, молитвенниках, — займёмся мелочами: покупкой мерседесов, факсов, созданием благотворительных организаций и т.д.
Нет. Либо ты молящийся, либо ты неверующий.
Другое дело, что и без опыта веры, и без опыта молитвы пусть человек приходит в церковь. Но пусть он знает, что это у него слабое место, что сейчас надо все силы напрячь, чтобы молиться Богу о том… чтобы начать молиться!
Это единственный способ — разорвать порочный круг анти-молитвы, молчания, неумения говорить.
Молиться — о молитве…