«И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю бо́льшие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое,» (Лк 12:18).
В середине 1990-х годов появилось выражение «обеспечил своих внуков». Сегодня так не скажут даже о долларовом миллиардере, слишком уж ненадёжна жизнь нынешних нэпманов. Тогда казалось, что «свобода», «правовое государство», что достаточно владеть десятком квартир, чтобы твоя внучка могла всю жизнь сыром в масле кататься. Предпочитали не замечать, что никакое не правовое государство, а всё тот же произвол, только потоньше. Тем не менее, в нормальных, действительно правовых странах разумно уповать на деньги. Деньги ведь покупают прежде всего веру, веру в будущее. Маленькие деньги покупают сегодняшний обед, большие деньги покупают сто лет обедов. Богачи умные люди, не случайно же они разбогатели, они понимают, что покупают не вечность, но «вечность» это можно оставить простакам-беднякам, лузером, планктону. Дом бедняка простоит сто лет, дом богача двести, триста лет. Яхта бедняка проплавает год… Впрочем, какая яхта у бедняка?
Так что притча о богаче кажется не слишком-то умной. Пошловатой. Богач, выслушав её, улыбнётся, и, если в хорошем расположении духа, не ограничится вежливой улыбкой, а скажет: да, я сегодня, возможно, и умру, но детишкам на молочишко оставлю. А если я раздам имение, разве это гарантирует, что я ещё один день проживу? Скорее, повышает вероятность, что я даже этот день не проживу, потому что бездомному нищему будет одна медицинская помощь, а богатому человеку личный врач, может, успеет помочь.
А сколько богачей отказывают в милосердии и сострадании, потому что у них деньги вложены в глобальные проекты. Предотвратить столкновение с кометой, высадиться на Марс, растопить льды или, напротив, не дать льдам растаять, это уж как наука скажет, у неё семь пятниц на неделе.
Богач покупает не просто время, он покупает качественное время, покупает мир и спокойствие. Да, богач не может гарантировать, что не умрёт от сердечного приступа. Так и нищий в таком же положении! Зато богач может гарантировать, что не умрёт от бомбы — он защитится бомбой, атомной бомбой. Лучший способ жить — находиться в мёртвой зоне, рядом с пушкой. Снаряд твой — пролетит над твоей головой. Очень даже живая эта мёртвая зона, в тени ядерного чемоданчика. В войнах гибнут в основном не миллиардеры, те как раз устраиваются как-то.
Богач притчи слишком благодушен? Ну что значит «слишком». У него действительно меньше причин тревожиться. Он может больше нищего потерять? Это софистика. Нищему всё равно тревожнее жить. Страх потерять бриллиант и страх потерять кусок хлеба всё-таки малость несоизмеримы. Кощей над златом чахнет? Ну, чахнет, да, а всё-таки бессмертный. А бедняк над пустой тарелкой чахнет — лучше, что ли?
Притча Спасителя совершенно дурацкая, если обращена к богачам, но она же обращена к беднякам. Толстой тоже «Войну и мир» не для Наполеона с Кутузовым писал, даже не для Безухова с Волконский, а для Платонов Каратаевых. Бедняки не любят рассказов из жизни бедняков, они любят рассказы о богачах. Это такая мягкая разновидность идолопоклонства: смотреть сериалы из жизни тех, кто выше тебя по социальной лестнице. Симпатическая магия. Посмотришь, проникнешься и подтянешься вверх. Отлично, говорит Иисус, — ты богач. И? Веди себя как настоящий богач, умный богач. Богач почему разбогател? Потому что не копил, а потому что инвестировал! Большой урожай — потому что много сеял, много и пожал.; Так что, накопил до конца дней? Только глупый, неразумный богач так поступает. Умный богач, настоящий богач, богач по духу, по воле, по отношению к жизни — не останавливается, не тормозит. У него запал такой. Он нищий духом — ему вечно хочется большего, он считает себя нищим в сравнении с тем богатством, возможность которого он видит в ближайшем будущем.
Это настойчивая мысль у Иисуса. Не зевай, не расслабляйся, будь не менее, а более деловым, чем все брокеры и шмекеры вместе взятые! Главная прибыль всегда впереди, просто надо верно представлять себе, что такое «перёд» и что такое «прибыль».
Конечно, это метафора, приспособление к другому. Ты воин? Веруй, потому что вера — идеальное оружие. Ты бизнесмен? Веруй, потому что вера — лучший бизнес. Учёный? Веруй, потому что вера — интереснейшее исследование.
Военный? Идеальная война это мир с Богом! В этой идеальной войне даже поражения — победы, и даже погибшие — живы.
Деловой человек, бизнесмен? Идеальный бизнес — с Богом! Богач — идеальный деловой человек, работающий не ради детей, не ради денег, а ради простого человеческого счастья, ради попировать — и, скорее всего, с друзьями, потому что какое же веселье в одиночку? Молодец, давай, вера это путь к такому веселью, что закачаешься.
Все мы строим себе дом, идеальный дом. Строим хотя бы мысленно, даже прежде всего мысленно. Дом для всего, что нам дорого, чтобы защитить. В одной из первых христианских книг сама Церковь сравнивалась с домом — где каждый человек кирпичик. Потому что собор Нота-Дам это всего лишь амбар для туристов, а церковью он становится только, когда в нём молятся. И где молятся, где живут любовью, творчеством, человечностью, вечностью — там Церковь, там Дом Божий. Человек может быть в тюрьме, в одиночке, в концлагере, и быть Церковью. Так не надо ждать тюрьмы — надо стать амбаром для любви, открытости, Бога здесь и сейчас, и чтобы зёрнышко нашлось для каждого.