«Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение» (Лк 12:51-52).
Мемом стал вариант у Матфея, «не мир, но меч». У Луки (и Фомы) именно «разделение», с пояснением, которое вполне соответствует и пояснению Фомы: в семье пять человек разделятся так, что двое будут против троих. Но никаких «мечей», просто будут ссориться, в лучшем случае, и перестанут разговаривать друг с другом, в худшем.
Важнее другое: глагол «дать» легко понимается неверно. Мол, и без того паршиво жить в этой паршивой вселенной, тут ещё Ты добавляешь проблем. Меньше Бога, меньше проблем, нет Бога, нет проблем.
Ага, а если хорошая, упитанная такая диктатура, то вообще никаких проблем. Ну какие проблемы на кладбище? Это ещё в утопии о блаженной жизни в стране Дракулы: можно золотое ведро у колодца забыть — никто не возьмёт. Какой межнациональный мир был, когда ЦК КПСС был, да? А как ЦК КПСС умер, так в Баку погромы начались, вот что твоя свобода принесла!
Свобода потому и называется свободой, что она освобождает то, что было, да гнило где-то в подполе. Гнилой был межнациональный мир, ненависть и ксенофобия прели в подвалах человеческих душ. На пару лет, пока начальнички перестраивали отношения между собою, чуть распустили смирительную рубашку — вот и погромы. Да начальничкам это было на руку, они сразу стали выглядеть спасителями от погромов, которые сами и поощряли.
Нет уж, Иисус не выковал ни одного меча, ни создал ни одного разделения. Женщина, которая носит мини-юбку, не создаёт похоть в душе насильника. Свобода освобождает, вот так всё просто. А уж что освобождается, это не к свободе вопрос.
Другое дело, что в качестве триггера освобождения может быть и всякая гадость. Сидит человек, медитирует, весь благостен и светоносен, и вдруг комар… Да просто зуб о себе напомнил, и куда благостность подевалась? А если в дом не Иисус пришёл, а бандюга? Борцы с терроризмом-экстремизмом?
Вот чем плоха смерть. Она не освобождает, а уничтожает. В виде войны, смертной казни или просто ругательства.
Понятно теперь, чем плох Иисус? Тем, что не уничтожает, а освобождает. И вот оно, освобождённое… Чудовище обло, озорно и лаяй… О, бурь заснувших не буди? Накуся-выкуся! Буди, буди! Ну да, разбуженный от смерти Лазарь выходив, распространяя то ещё благоухание. Так поэтому первое таинство христианства — помыться, да и вся последующая жизнь тоже, только вода не всегда материальная, но всегда — Божья.