«Иисус сказал: Тот, кто познал мир, нашел труп, и тот, кто нашел труп — мир недостоин его» (евангелие Фомы, 56).
Эта же мысль в евангелии Фомы есть ещё один раз, только в 80 стихе слово «труп» заменено на «тело».
Что ж, это крайне важная мысль? Или всё-таки перед нами черновик, с дублетами, нечто вроде записной книжки?
Проще всего оценивать важность мысли по содержанию мысли.
Гейтеркол считает, что это — «самые анти-космические высказывания «Фомы». Но, во-первых, это не два высказывания, а всё-таки одно, во-вторых, что значит «анти-космические»?
Спиритуалистические, осуждение материального мира в пользу духовного?
Но тут ни слова о духовном мире.
Тут противопоставление не материи — духу, а бездумного отношения к миру — отношению вдумчивому. «Познать мир» не означает его «исследовать», а означает «задуматься над сутью мира».
Есть в образе трупа одна деталь, которую Гейтеркол игнорирует. «Труп» — это всё-таки тело человека, не лошади или скорпиона, и труп когда-то был живым и, более того, может и воскреснуть. То есть, космос как труп — это прежде всего признание космоса, творения подобием человека. Не свалка. Космос есть человек, у космоса есть душа — точнее, была. Но была же!
Во-вторых, опознать в бытии (а космос — это и есть всё бытие, всё существующее) нечто безжизненное, означает разоблачить обман, кажимость. Видеть глубже оболочки.
В-третьих, и в главных, не надо бояться увидеть смерть в мире. Мы боимся увидеть, что мир мёртв, потому что это означает, что и я мёртв. Я боюсь смерти в будущем, потому что пока-то я живой. А если всё вокруг мертво, если среда, частью которой я являюсь, мертва, то и я мёртв?
Что этот оттенок в афоризме есть, видно из неожиданного вывода о «недостоинстве» мира. Ты лучше мира! Чем? Мир мёртв, а ты жив. Ты не от мира сего.
Гейтеркол тщательно уклоняется от главного: сопоставить этот афоризм с многочисленными текстами в евангелиии Иоанна, где противопоставляется мир духовных мертвецов и мир Иисуса:
«Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира» (Ин 8:23).
«Нижние» тут синоним «мира сего». То есть, «мир сей» есть мир нижний, а это и есть мир смерти, преисподняя.
При этом мир смерти не пассивен, даже наоборот: служители «мира сего» очень активны, если бы Иисус был частью мира смерти, то служители мира смерти «подвизались бы» за Него (Ио 18:36).
Мир мёртв, мир — труп, но это очень активный труп:
«Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» ((1Ин 2:16).
Живой труп? Ну да, в том-то и проблема, потому и требуется усилие, требуется «познавание», что мёртвость мира не очевидна. Легко опознать труп, который лежит в гробу и не дышит. А ты опознай труп в хрустальной прохладе берёзовой рощи на заре, щебет птиц, дети и девушки бегают промеж цветочков и собирают грибочки… Опознай пошлость… Кажется, что мир так хорош, что ты недостоин его, и хочется доказать, что нет, достоин — достоин им владеть… А проблема прямо в противоположном: это мир тебя недостоин. Потому что его жизнь замкнута на себе, а ты разомкнут, поскольку в тебе, а не в мире образ Божий.
Так что слово «познать» тут совершенно не гностическое, а просто аскетическое, общее для гностиков, христиан, иудеев и много кого ещё. Для всякого разумного человека. Гностик-то познаёт нечто высшее. Христианин познаёт Бога? Ой, не очень! Бог непознаваем. Христианин любит Бога, следует за Богом, но познавать… Некогда познавать, любить надо! А познать, что мир это не Бог, что мир лежит во зле как труп в гробу — большого ума не надо, достаточно зубной боли в отсутствие зубного врача.
Важно и то, что перед 56 афоризмом идёт фраза, абсолютно «каноническая»: «Иисус сказал: Тот, кто не возненавидел своего отца и свою мать, не сможет быть моим учеником, и тот, кто не возненавидел своих братьев и своих сестер и не понес свой крест, как я, не станет достойным меня».
Эта же мысль у Мф 10:38 и у Лк 14:26. Так мысль о том, что мир это труп, прекрасно иллюстрирует, почему нужно возненавидеть семью, в которой ты появился на свет. Потому что это не вполне свет. Твои родные – мёртвецы, трупы. А ты не заметил? Заметишь рано или поздно, что зло – не извне, а прежде всего из той самой семьи, которая кажется оплотом жизни:
«Предаст же брат брата на смерть, и отец — детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их» (Мк 13:12).
Ты интересовался родословной, умилялся семейным легендам, величию предков, да? А вот предоставь мёртвым хоронить своих мертвецов (Мф 8:22).
Таков ответ Бога на антропоморфизм. Вы сравниваете Меня с отцом? Вы понимаете разницу между отцом и Богом? Вы понимаете, что Бог – бессмертен, а отец – смертен? Ну так поймите, что Бог настолько жив, что самый живёхонький отец в сравнении с Богом мертвяк.