«Иисус сказал: Несчастно тело, которое зависит от тела, и несчастна душа, которая зависит от них обоих» (евангелие Фомы, 87).
Одно из трёх изречений у Фомы, связанных с противоположением тела и души (29: богатство души в убожестве тела, 113: зависимость тела и души друг от друга печальны). Однако, в этой фразе, формально похожей на 113, есть одна особенность: говорится не о зависимости тела от души (как в 113), а о зависимости тела от тела. Если бы при этом говорилось о зависимости души от души, тогда была бы какая-то симметрия, это всегда облегчает понимание, так нет — и душа зависит от каких-то двух «тел».
Среди объяснений: тело зависит от еды, от мяса. То есть, это как бы в защиту веганства. Но это уж очень экстравагантно, нигде больше у Фомы такая идея не появляется. Или речь идёт о зависимости человека от материальной среды. Можно средний вариант: зависимость тела от секса. Наконец, первое «тело» это буквально тело, а второе — это метафора.
Любопытно, что при всей их близости три изречения разбросаны на большом расстоянии друг от друга. При этом как раз это — после изречения, которое соответствует евангельским словам очень точно у птиц есть гнёзда, а Сыну Человеческому нет места для отдыха. Не становится ли при этом фраза о двух телах пояснением: что имел в виду Иисус? Он не жаловался на отсутствие подушки, Он говорил, что так и должно быть. Тело (лисицы, воробья) зависит от тела (горы, гнезда), а вот не должно так быть, и правильно, и хорошо, что Сын Человеческий спит, где попало.
Есть большой соблазн увидеть тут перекличку с учением Платона о душе: хоть, хоть печаль это гвозди, которые пригвождают душу к телу и заставляют душу быть как бы телесною, принимая за истину то, что говорит тело, так что душа не может после смерти идти в вечность, а переходит в другое дело.
«Пригвождает к телу» — то есть, душа приколочена к телу как распятые приколочены ко кресту. Эта метафора есть и у Филона. Но здесь всё же она не проглядывается, да и слово «несчастно» сравнительно мягкое, не то что «горе», «проклято».
Намного интереснее, что в Новом Завете Иисус говорит не столько о зависимости души от тела, сколько о параллельности души и тела. Происходящее с телом не обязательно отражается на душе, отсюда знаменитое «не бойтесь». Более того, есть нетривиальная параллель: еда для души то же, что одежда для тела (Мф 6:25). Поэтому в Евхаристии хлеб — воплощение тела, кровь — души, «жизни». Но при этом Господь говорит, опять, не о зависимости, а об автономии: душа больше еды, тело больше одежды. Это изречение вполне может быть развитием именно этой темы: не гностическое презрение к телу, а умение не допустить короткого замыкания, не быть производным ни от тела, ни от внешней среды.