«Иисус [сказал: Царствие] Отца подобно женщине, которая взяла немного закваски, [положила] это в тесто (и) разделила это в большие хлебы. Кто имеет уши, да слышит!» » (евангелие Фомы, 96).
Находить в литературном тексте скрытые аллюзии, намёки, ассоциации, - больше искусство, чем наука. Даже в том случае, когда полной уверенности быть не может, игра стоит свеч. Например, в евангелии Фомы 95 изречение запрещает давать деньги в рост, а 96 изречение - это вполне каноническое сравнение Царства Христова с закваской. Случайна ли такая последовательность? Может быть, составитель сборника хотел натолкнуть на мысль, что жить Духом Божиим (а именно это есть жизнь в Царстве Христове) - это как давать в рост, но не деньги, а Бога. От денег растут деньги, от закваски растёт тесто, от Духа растут души.
Можно считать, что отсюда начинается совершенно новый раздел (или блок), в котором изречения объединены тем, что речь идёт о Царстве. Или тем, что речь идёт о женщинах (Гейтеркол). Но ведь это сугубо механический критерий. Интереснее понять, есть ли связь с предыдущими изречениями?
Да, есть. Там шла речь о том, что Иисусу трудно говорить с людьми. Несовпадение по фазам. Когда Иисус хочет что-то объяснить, Его не слушают. Его начинают донимать вопросами, когда уже не до объяснений. Между тем, продуктивно совпадение фаз, когда слушающий готов понять говорящего, а говорящему интересен слушающий. Двухлетнему ребёнку нет смысла объяснять правила дорожного движения. Преподаватель правил не должен преподавать, если он управляет машиной во время гонок. Да и хотя бы и не гонок: нельзя давать ученику плохой пример, а говорить за рулём это очень плохой пример.
Эта метафора, конечно, развивает метафору из Луки: Царство Божие «подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё» (Лк 13:21). Как и сравнение с солью — соли должно быть немного. Развитие интересное: не просто тесто, а хлеб. Хотя, с другой стороны, а на что делится вечная жизнь? Она одна для всех. Так или иначе, не надо гнаться за количеством. Не надо стремиться охватить всех самостоятельно. Важнее качество, поэтому…
Поэтому не надо давать в долг богачам (да-да! Давать в долг тем, кто не может вернуть, именно об этом).
Поэтому не надо давать святыню тем, кто ближе других, кто бегает вокруг, проявляя живейший интерес ко всему, включая святыню (да-да, это собаки и свиньи).
Поэтому надо идти туда, где заперто, а не где гостеприимно распахнуты двери.
Поэтому надо задавать вопросы не тогда, когда нам хочется развлечься, а когда от нас ждут вопросов.
Поэтому не надо искать Отца Небесного в небе, надо искать Его перед собой, в Иисусе.
В общем, тоньше надо жить и работать, качественнее. Выстаивать цепочки из молекул и атомов, а не бить людей молотом по головам. Ну и самим не диктовать жизни, как и что вам объяснять, а быть повежливее к ней, прислушиваться… И к Богу, конечно, тоже. Особенно когда Он идёт на смерть.