«Иисус сказал: Тот, кто напился из моих уст, станет как я. Я также, я стану им, и тайное откроется ему» (евангелие Фомы, 108).
Изречение кажется очень загадочным только с непривычки. Если всмотреться, то тут три идеи, совершенно типичные для Евангелия. Иисус — источник, вода жизни вечной. Иисус можно и нужно «подражать», «следовать» за Ним. Вера в Иисуса открывает Бога, тайны вечной жизни.
Даже выражение «я стану им» имеет аналоги если не в евангелиях, то в посланиях апостолов. Собственно, Рождество и есть «я стану им». Бог вочеловечивается.
Идею познания истины как чего-то, что связано с самопознанием и с познанием другого, с отождествлением себя и другого можно найти не только у христиан-гностиков, но и в античной культуре в целом. В русском православии ХХ века идея стала известна как «обожание» (ὁμοίωσις θεῷ).
При этом некоторые исследователи не удержались и стали увязывать идею тезиса и тем, что у Фомы было прозвище Близнец. Это даже не столько прозвище, сколько значение имени «Тома» на арамейском языке. Но именно в евангелии Фомы этот каламбур попросту не упоминается, даже нельзя утверждать, что под Фомой имелся в виду именно Фома Близнец, в церковной традиции более известный как «Неверный». Если придавать мелким деталям огромное значение, можно дофантазироваться и до того, что желание Фомы «вложить персты» в раны Иисуса делает его реинкарнацией Моисея, который ударом жезла о скалу должен был источить воду для жаждущих.
Насколько «обожение» христианская идея? В ходе споров некоторые богословы делали теозис самым главным в христианстве, другие напрочь отвергали. Ириней Лионский во II веке был настроен саркастически и обвинял Марка в том, что тот совращает женщиной, обещая им неслыханное:
«Желаю, чтобы ты причастилась моей Благодати, ибо Отец всего сущего непрерывно созерцает Ангела, стоящего перед его лицом. Место Величия находится в нас: нам следует пойти вместе. Получи от меня и через меня Благодать. Укрась себя как невеста, ожидающая жениха, так чтобы ты смогла стать мной, а я тобой». «Ut sis quod ego et ego quod tu».
Те же слова на греческом были в евангелии Евы, отрывок из которого сохранился в цитате Епифаний: «Я стоял на высокой горе и видел высокого мужчину и другого невысокого. И я услышал подобие грома. Я приблизился и слушал, и он заговорил со мной и сказал: «Я это ты, а ты это я» — «ἐγὼ σὺ καὶ σὺ ἐγώ».
Красивее всего в евангелии Филиппа, где сказано,: что помазание превращает христианина в Христа. Но ведь это ровно то же, о чём в евангелии от Матфея Иисус говорит как о награде за любовь к врагам: «да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф 5:45), а у Луки : «будете сынами Всевышнего» (6:35).
Так что «напиться из уст моих» это не какие-то магические формулы узнать, а просто перестать называть людей нелюдями, сволочами и дураками, а если кто-то треснет по шее, подставить другую.
Тайна ненасилия. Тайна мира, Тайна любви. Что, трудно быть таким Богом? В громовержцы не терпится? А вот потерпи… На громовержца найдётся громоотвод, а любовь сквозь любые громоотводы прорывается. Гром и молния Юпитера делают из человека кучку пепла, а любовь Божия — Бога.