Вчера за службой читалось про то, что не надо из кожи вон лезть, чтобы красиво одеться. Господь Иисус Христос ругал богатство регулярно, глаза уже замылились у многих. Менее известна вот эта проповедь апостола Павла (1 Тим 6:6-11):
«Великое приобретение -— быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем.
А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям.
Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости».
Я не очень понимаю — и не хочу понимать — как этот призыв Павла совмещается с «протестантской этикой», с проповедниками-миллионерами и патриархами-яхтсменами, да просто с тратой денег на роскошь. Кстати, это не только к папе римскому относится — он был бы более уважаем, если бы жил в обычном социальном жилье на пару тысяч евро в месяц — но и к американцам, для которых полетать на самолёте как для меня поехать в метро.
Таперича новая мода начинается: кто за четверть миллиона в космос летит на 10 минут, кто за 50 миллионов на несколько часов. Господи-ии, мы ж мечтали, что в 2021 году на Марс люди полетят, а вышла вона чаво — богачи на ракетах прошнырячивают. Нет, богатство их совершенно честное, по закону, налоговики носа не подточат. Правда, Бог не налоговый полицейский, Он не нос точит, а сердце вынет — если оно ещё осталось — и посмотрит.
Деньги — страшная сила. Именно деньги, не абстрактное «богатство». И именно страшная.
Читал об этом эссе Mikaella Clements и Onjuli Datta: они подметили, что писатели (и читатели) любят писать и читать о богатых. Богач в современной литературе как «бог из машины» в античном театре. Нормальный человек — 9 из 10 человек — долго копит на раз в год съездить развеяться, а богач ррраз — и попрыгал по глобусу. Мне кажется, тут богатство — символ потенции, непропорциональное представительство богачей в литературе и журналах своего рода порнография денег. Обладающие богатством не так опасны и страшны как зацикленные на богатстве.
Может, где-то кто-то уже воспарил до таких высот бессеребренничества, что не верит, будто Иуда из-за денег предал Христа, а мне кажется, надо доверять первоисточнику. Четырём первоисточникам. Если апостол Павел свидетельствует, что в его время желающие обогащаться впадали в искушение, то есть, в преступления, то его свидетельству надо верить, а не проецировать на прошлое современные возвышенные нравы. Мы-то ведь грешим исключительно из неверно понятой любви.
Хотя иногда у меня ощущение, что есть отдельные люди, для которых сребролюбие если не корень всех зол, то некоторая проблема. Правда, в древности люди из сребролюбия уклонялись от веры, как пишет Павел, а в наши дни кое-кто кое-где из сребролюбия забуривается в веру как в нефтяной пласт. Но, может, я имею неверную информацию. Я гомосум и регулярно эррарирую.
Говорить о вреде богатства нищим (а именно этим грешили Господь Иисус и апостол Павел) не так глупо. Трезвенникам говорить о вреде пьянства глупо, потому что духовного алкоголизма не существует, а вот нищих, у которых мозги и сердца переклинило на обогащении, полно. Читайте «Подростка» и «Преступление и наказание».
Кстати, наткнулся на цитату из кардинала Вышинского, которая кажется подлинной — отношение к капитализму у католиков было вполне феодальное — а вот интересно было бы найти первоисточник.
Pagan Capitalism is the natural father of all revolutionary and social trends: Socialism, Communism, Bolshevism – all those aspirations which, acting under the law of reaction, stood up to defend the violated human rights.
But can a bad tree bear good fruit? Sin begets sin. The sin of Capitalism was opposed by the sin of Socialism, Communism and Bolshevism. Marxist heresies argued that Capitalist technology breeds a Collectivist system. “For the desire of money is the root of all evils; which some coveting have erred from the faith, and have entangled themselves in many sorrows.” (1 Tim. 6:10). You say it looks radical? Every sin is radical, be it the individualistic sin of Capitalism or the Collectivist sin of Bolshevism. All sins belong to one family, so both the golden and the red international flow from one source – greed.
Cardinal Stefan Wyszyński