«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ио 3:16).
В этой фразе нет последовательности. В первой половине говорится о мире, а во второй о личностях. Но ведь это же разные понятия! Очень разные.
Мир и люди это не целое и частное, не коллектив и члены коллектива, не дом и обитатели дома.
Это абстрактное понятие и конкретность. Это костёр и греющиеся у костра.
В русском есть чудное слово, абсолютно идентичное греческому «космос» — «красотень». Разговорное словцо, в котором суффикс превращается в существительное и создаёт пряное напряжение между «свет» и «тень». С нашей, человеческой точки зрения мир есть красотень — вроде и красота, но красота за счёт тени, благодаря «игре» света и тени. Без тени свет — противный, однообразный, занудный. К слову «вселенная» это тоже относится. Вроде и населяем её, а вроде и пылинка на каменной глыбе, ничтожной в масштабе галактики. Какое уж тут «населяем»! «Населять» — это когда от края до края, а не уколом иголки, тараканы под плинтусом.
Бог любит творение — космос, вселенную — не потому, что в творении есть то, чего нет в Боге — зло. Бог знает, что тьма — не зло, что пустота — не зло, что мир хорош не потому, что с горчинкой (хотя не без горчинки), а потому что в мире нет зла. Где зло, там и не мир. Где дыра, там и не творение.
В творении есть бездны, но нету дырок.
В космосе есть чернота, но нету чёртей.
В палитре вселенной есть серый цвет, но нет бесцветной серости.
Зло вообще не «есть», хотя очень к этому стремится. Падение не полёт, хотя считает себя именно высшей стадией полёта.
Откуда в мире зло — не вопрос. Вопрос был бы, если бы зла не было, не было бы возможности зла. Это был бы очень некрасивый мир, тоталитарный и тупой. Вопрос — как победить зло. Тут и обнаруживается противоречие: зло — в мире, но побеждать нужно зло в человеке. Почему? Потому что только человек — образ Божий. Человек — замочная скважина, через которую зло пытается пролезть к Богу и через которую Бог отпирает мир для Себя.