«Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных» (Лк 14:24).
Бог злопамятный, к тому же мелочный?
Да нет, просто если человек вечно занят, то он занят для вечности.
Наши недостатки это продолжение наших достоинств. Мы ответственные, деловые, целеустремлённые. И не заметим, что нас зовут в рай, по инерции проскочим в ад и будем там чувствовать себя в своей тарелке, ведь и при жизни привыкли к трудностям.
Эта притча зажата среди двух странных указаний («заповедей»): не зови в гости тех, кто тебя может позвать в гости, и порви с родными. Заповедь нормальная в мире, где родные и друзья это не любимые люди, а надёжные люди. Они на меня могут положиться, я на них могу положиться.
А кто на Бога положится? Человек создан для лежания на Боге!
Притча описывает пир, в котором есть лишь крайности: бедняки и богачи. Те, кто покупает волов, и те, кто валяется по дорогам. Либо перелёт, либо недолёт.
Вообще-то люди по доходам распределяются горбом, параболой. И кошмарно бедных мало, а страшно богатых и того меньше. Средний класс не закатывает таких пиров, куда гостей заранее созывают, но и не попадает на такие пир из милости, потому что в поле горбится, а туда лакеи не добираются.
Зато по расчётливости средний класс чемпион. Нищему нечего считать, богачу незачем, а середнячку приходится всё подсчитывать. Сколько тётя Клава скушала котлеток, сколько в конвертиках на свадьбу принесли. Праздники буквально убивает средний класс, разоряют его.
Собственно, вот эти избранные, но уклонившиеся — именно средний класс. Богачи сами не смотрят и не пробуют, у них на это особые люди есть.
Средний класс — не какие-то особо недобрые эгоистичные люди. Был бы пожар — прибежали бы! Наводнение — откачали бы! Но тут же радость, свадьба, это другое дело, не катастрофа.
Друг познаётся в беде? Познаётся, может, и в беде, но дружится друг в счастье, в радости. Да хотя бы муж с женой — если катастрофа какая, они, может, и сплотятся, потому что надо детей защитить, друг другу помочь. А вот вырастят детей, сделают карьеру, и вдруг разводятся. Потому что препятствия кончились и оказалось, что любовь кончилась много раньше.
Что празднуют на свадьбах? Переход в новую жизнь. В ту жизнь, о которой мечталось. Праздник Мечтосбытия. И те, уклонившиеся, они ведь не по злобе, а у них своя мечта осуществилась — кто-то скотинкой обзавёлся, кто-то женился. Отлично, ура, но хорошо бы помнить, что наши земные мечты лишь слабое эхо огромной мечты Бога о человеке и человека о Боге.
Почему люди приходят к Богу? Почему люди приходят вспоминать Тайную Вечерю? Арест вспоминаем? Ночную дрожь и дрожание страха?
Это вторично, хотя и нужно и важно. Это воспоминания, как Спаситель и сказал. Но воспоминания имеют смысл, когда они — о прошлом, когда именно воспоминания, а не репортаж. Вспоминать, как Иисус предали, хорошо, потому что Иисус воскрес и вот, рядом. А если бы Он сгнил тогда, то что тут вспоминать, только нервы дёргать. Это праздник не слёз, а благодарности, не горя, а радости. Воспоминания тут — так, для затравки, для контраста.
Вот в чём грех ответственных. Они убили цель. Они не замечают осуществившихся мечтаний, они не радуются радости. Они отдали себя на то, чтобы построить корабль и доплыть до неба, и они не замечают, что небо пришло к ним само, помимо корабля.
Вера в Христа есть открытие, что Бог сделал всё то, о чём мы мечтали, ради чего мы поступали в институты и делали карьеру, ради чего мы не спали ночами и мотались по лицу земли днями, месяцами и годами. Остановись, мгновение — вечность тут и вечность прекрасна. Не мельтеши, а постой и порадуйся, и причастись вечности, а дела — какие ненужно, пусть гуляют, а какие нужно… Но какое дело важнее причащения осуществившейся мечте! Причаститься самому и передать другому, как передают хлеб и соль за столом.