Вся наша жизнь умещается между Рождеством и Воскресением.
Рождество — праздник помощи Богу. Кто-то же укрыл, кто-то принял роды, кто-то поздравил. Можем! Мы, конечно, уставшие, больные, на ладан дышащие, но на Рождество приободряемся и и ищем, кому помочь.
Жаль, что не все из тех, кому мы должны были помочь, дожили до Рождества.
Даже если умирать придётся на Рождеством — и то уж постараемся, чтобы окружающим не испортить праздника. Нет сил поздравить — улыбнёмся, нет сил улыбнуться — ну хотя бы не нахмуримся.
Умираем на Рождество, а воскресаем на Пасху.
Распятому мы ничем помочь не можем. Поздравлять с воскресением тоже неловко — у него ещё раны от гвоздей болят. Да и что Ему воскресение — Ему воскреснуть как нам умереть, естественно.
Неестественно вот это пасхальное «прости им, ибо не ведают, что творят».
Ведаем-ведаем.
Он это знает, и всё равно: «Прости им» висит в воздухе.
Противоестественно, что Воскресший возвращаемся к нам, чтобы протянут нам руку. Как неведомая акушерка протягивала руку, чтобы достать Его на Рождество, откуда всех достают.
Евангелист Матфей прямо противоположен евангелисту Марку. Марк строит весь рассказ на тайне, неизвестности — кто же это такой, кто! Матвей до невозможности назойлив: вот Он кто, вот Он кто! Как сорока, всё тащит в повествование, чтобы ткнуть нас носом: царь! спаситель!
В псалмах часто говорится про то, что вся земля, все реки воспевают Творца и говорит о Боге. Только надо уметь слышать! Так и Матфей: он слышит, как говорят о Христе те, кто о нём не говорил, но кто жил в том же направлении. Вслушаться в прошлое, вглядеться в настоящее, вступить в будущее — всюду Бог, и мы можем помочь Богу стать частью нашей жизни.
Вслед за Матфеем мы можем сказать: послушайте и посмотрите! Все хорошие люди указывают на Христа. Всякое добро — визитная карточка Христа. Дай Бог, и мы — люди не хорошие, как атеисты и агностики, а грешные как всякие православные — дай, Боже, и нам иногда побыть Твоей визиткой или хотя бы кьюар-кодом…
Есть верующие по Матфею — делающие дела Божии — а есть верующие по Марку, так вот верующих больше «по Марку»: о добре больше говорим, что добро делаем, зато ломаем голову над тайной Бога.
На Пасху все — христиане по Марку. Никто не может помочь Христу воскреснуть, но каждый может принять от Христа воскресение как факт своей жизни, и жизни вечной. Принять и не скрывать этого. Принять и подсыпать этого воскресения в окружающий мир, как соль сыплют — немного, но чтобы жизнь стала вкусной. Дать Богу сделать нас этой солью — помочь Богу стать уроженцем нашей души, чтобы Бог помог нам стать уроженцами Его Духа.