Приходят к нему из Иерусалима фарисеи и толкователи закона. Они увидели, как несколько учеников берут хлеб обычными – то есть, не тщательно вымытыми – руками. Все иудеи, особенно фарисеи, следуют обычаям предков: перед едой моют руки, тщательно оттирая; придя с рынка, они не едят, не вымыв [купленного]. По обычаю они оттирают до блеска и многое другое, чаши и чашки.
Фарисеи и толкователи закона спрашивают его:
— Почему ученики твои не следуют обычаям предков, а берут хлеб скверными руками?
Он же сказал им:
— Хорошо отозвался о вас, лицемерах, Исайя, написав: «Этот народ на словах стремится ко Мне, в сердце же далеки от Меня. Бессмысленно восхвалять Меня, а учить тому, что заповедовали люди».
Вы отбросили заповедь Божью и поставили [на её место] обычай человеческий.
Вот Моисей сказал: «Люби и уважай отца твоего и мать твою», «смерть тому, кто дурно говорит об отце или матери».
Вы же говорите, что, если человек скажет отцу или матери «корван», — то есть, «дар» Богу то, что я должен был бы дать тебе, — такому человеку вы разрешаете ничего не давать отцу или матери.
Вы же своим толкованием заменили слово Божие. Вы делаете многое, подобное этому.
Он подозвал всех и говорил им:
— Выслушайте и поймите! Что бы ни входило в человека снаружи, не может осквернить его. Вот что выходит из него, это оскверняет человека.
Когда он от толпы ушёл в дом, его ученики спросили его об этом образе.
Он говорит:
— И вы не понимаете? Не понимаете, что всё, входящее в человека снаружи, не может осквернить его, потому что входит не в сердце, а в живот, и выходит в отхожее место.
Так [Он] сделал чистой любую еду.
Он сказал:
— Что выходит из человека, то оскверняет человека, потому что изнутри, из сердца людей, выходят злые замыслы, от которых распутство, кражи, убийства, супружеские измены, ненасытность, злобность, подлость, безнравственность, завистливость, агрессивность, надменность, циничность. Всё это выходит изнутри и оскверняет человека.
Оттуда он пошёл в землю вокруг Тира.
Он не хотел, чтобы узнали, где он поселился, но вышло иначе. О нём услыхала женщина, в маленькой дочери которой был нечистый дух. Она пришла и встала перед ним колени (а женщина была не иудейка, а сирийская финикийка) и просила его выгнать беса из девочки.
Он сказал ей:
— Дай сперва наесться детям. Нехорошо отобрать хлеб у детей и бросить собачкам.
Она же ответила:
— Да, господин, но и щенки едят брошенное детьми под стол.
Он сказал ей:
— За такие слова – иди! Вышел из твоей дочки бес.
Она вернулась домой и обнаружила, что дочь покоится на постели, — бес вышел.
Он ушёл из области Тира и через Сидон и область Декаполиса пришёл к морю в Галилее.
К нему привели глухонемого и просят возложить на того руку.
Иисус отвёл его подальше от толпы, вложил свои пальцы в его уши, потом смочил пальцы слюной и коснулся его языка, поднял взгляд к небу и сказал, застонав:
— Еффата!
Это означает “открывайтесь».
Его уши сразу открылись, развязался его язык, он нормально заговорил.
Он запретил рассказывать об этом.
Сколько он ни запрещал, об этом рассказывали сверх всякой меры, и люди невероятно поражались и говорили: «Хорошо он поступает! Глухим даёт слышать и немым говорить».