«И тотчас войдя в лодку с учениками Своими, прибыл в пределы Далмануфские» (Мк 8:10).
Марк очень вольно обращается с географическими названиями. Матфей несколько раз его поправляет. У Марка (5:1) Гежасинская округа — Матфей переправляет на правильное «Гадара» (8:28). У Марка Иисус приближается к Виффагии и Вифании (11:1), Матфей оставляет только Виффагию (21:1), и правильно делает. У Марка — Далмануфа, у Матфея — Магадан (позднее переправленная в Магдалу).
Джон Лайтфут (1602-1675) предположил, что «Далмануфа» — это арамейское слово, означающее «место вдовства», и что речь идёт о месте, где войска Веспасиана убили всех жителей города (Иосиф Флавий, 3.532-5).
В Магдале/Магадане после разрушения Храма поселились священники, город стал развиваться на римский манер.
Почему Марк решил назвать Магдалу Далмануфой? В конечном счёте, мы просто не знаем. Но мы можем быть уверены, что это было сделано сознательно, не по незнанию, что читателям это что-то сигнализировало, и что намёк был достаточно прозрачным, чтобы Матфей понимал, что речь идёт всё-таки именно о Магдале. Далмануфы же просто никогда не существовало вообще.
Если гипотеза Лайтфута верна, то можно ведь подыскать другие объяснения «вдовства». Такие объяснения, которые не связаны с разрушением Храма, не являются анахронизмами. Например, Иисус обвинял фарисеев (некоторых), что они паразитируют на несчастных вдовах (Мк 12:40). Между тем, всё, что сообщает Марк о «пределах Далмануфских» — стычка Иисуса с фарисеями. Может, «Далмануфа» это такая насмешка над фарисеями? Место, где живут вдовоеды?
Эпизод этот зажат между рассказом об умножении хлебов и вторым моралью из этого рассказа.
Иисус пожалел людей, которым хотелось есть — просто есть, желудок набить. Почему Он не пожалел фарисеев? Ну что Ему стоило сделать какое-нибудь знамение?
Ага… И где проведём черту? Ну вот фарисеям — знамение, царям — военную победу, националистам — независимость Израиля, нищему — денег, Каину раскаяние, счастливому — денег…
Черта проводится по пирамиде потребностей. Хлеб, воду, чай, крышу — нет проблем. Образование и бесплатную медицину — надо подумать. Мистических видений и озарений — дудки! Потому что на пирамиду потребностей каждый должен — и может — взобраться сам. Пересохло во рту — смело просить и смело наливай тому, у кого пересохло. Если сухо в душе — поосторожнее. Родник внутри тебя. И уж точно самое последнее дело требовать от других доказательств. Потребность в доказательствах — самая низшая, самая убойно-примитивная из всех потребностей, её надо удовлетворять наукой. А потребность в Духе — тут не доказательства нужны от других, а молитва от себя.