«Не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей» (Евр 7:16).
Автор послания евреям видит, что Иисус на кресте — жертва.
Это сегодня банально, а тогда было чудовищно, неприлично, вздор. Преступник не может быть жертвой, а если на кресте, то преступник. У нас зря не распинают! Нет креста без причины!
Каждый верующий видит в Христе Кого-то особого, и хорошо, если найдёт для Господа свой личный образ. Но хотя бы и чужой — значит, соединился свой материальный, земной опыт с опытом встречи небесной.
Иисус — жертва, жертва, причём свободная жертва. Не жертва обстоятельств или заговорщиков. Иисус — жертва, которую принёс Иисус.
Это тоже чудовищно смело. Иисус — и жертва, и священник, который принёс жертву.
Это фантастический сдвиг в сознании. Это сознание уже не озабочено виной палачей и судей. Оно сосредоточено не на чужом грехе, а на свободе Спасителя. Дай Бог каждому так.
Пытаясь подыскать этому своему неслыханной новизны прозрению, автор подыскивает прецеденты в Законе, в Учении — в Торе. Ничего лучше аналога с Мелхиседеком не нашёл: вот Мелхиседек был царь-священник, но не из колена Левая.
Какая же ничтожная мелочь — ой, священник должен быть из колена Левия. Ну что поделать… Мистическое озарение не отменяет стереотипов. Не всегда, во всяком случае.
Главное всё же другое: конфликте между тем, как следует по закону и как есть в Воскресшем, сформулирован как конфликт закона, нормы и благодати. Точнее, в оригинале — «сила жизни». По-гречески всё очень понятно для русского уха: «сила» тут — «динамис», жизнь — «зоо». Закон статичен, вечная жизнь — динамична.
Сегодня уже почти забылось противопоставление «законный ребёнок», «незаконный ребёнок». А сколько людей мучались! Какой же бред жестокости. Ребёнок — и Закон. А Иисус — незаконный? И такое ехидство против Него подпускали. Да как вообще соединять «законный» и «ребёнок». Ребёнок — это динамика жизни, это вам не бумажка. Любой закон тьфу в сравнении с ребёнком и вообще человеком — поэтому «не убий».
Женщина, когда рождает, она же не становится меньше, пассивнее. Прямо наоборот: динамичнее. Она расширяется: жизнь ребёнка это и её жизнь.
Закон — решётка на окне тюрьмы, чтобы преступник не убежал. Но эта решётка и праведнику мешает, который надзиратель при тюрьме. Сила вечной жизни разрывает эту решётку — и человек рождается.
Вот почему эти слова уместны на Сретение. Рассказ о Сретении исходит из чуть другого видения Христа — как ребёнка, маленького, которого держать другими руками, и всё же в нём спасение, освобождение. Потому что Он что-то сделает Израилю? Потому что Он у тебя на руках, и ты, возвращая Его Матери, отрываешь Его от сердца, словно рождаешь, жертвуешь Им, потому что нужно пожертвовать даже Богом, дать Ему свободу, чтобы Бог вернулся к тебе свободой для тебя, вернулся, чтобы вручить тебя Отцу Небесному для сретения человека и Бога.