«И, внезапно посмотрев вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса» (Мк 9:8).
Сколько бы христиан были счастливы видеть перед собой «одного Иисуса». Подумаешь, Моисей, Илия… Кто важнее-то!
Для учеников же всё было наоборот. Иисус, конечно, великий учитель, но каждый день рядом, ест и пьёт, моргает (находятся люди, которые утверждают, что не смеялся, но моргание и они отрицать не будут, хотя разница невелика). А Моисей! Илия!! Их появление — верный признак того, что грань между небом и землёй стала прозрачной, что Иисус, действительно, мессия…
В общем, оказывается Моисей чем-то наподобие почтовой марки, а Илия — штемпелем на этой марке, и они подтверждают, что письмо, действительно, не розыгрыш, не какая-то электронная забава, пришло Оттуда. Вынуто письмо — и можно забыть про конверт и штемпель. Верно — можно забыть про Моисея и Илию как средства, как объекты, которые должны сыграть роль указателя, штемпеля и марки.
Зато после Преображения любой человек становится кем-то таким же важным, как Моисей и Илия. Да и они сами важны уже не потому, что привели к Иисусу, а потому что Иисус всякого верующего приводит к людям, к другим людям.
Преображение Христово было и прошло, и нигде в Евангелии не сказано, что воскресший Иисус был так же светел, как преобразившийся (хотя рисуют часто именно так, светящимся). Свет преображения там, где видят в других людях сияние святости, под всем и вопреки всему.