«Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк 8:38, 9:1).
У Матфея «род лукавый и прелюбодейный» (12:39; 16:4).
Любопытно, что переводчики изо всех сил старались переводить «понеру» как «лукавый», а не «злой».Может быть, они так смягчали восприятие?
Зло причиняет страдание, прелюбодей ищет наслаждения.
Про наслаждения, про то, что стремление к удовольствию есть главный движущий мотив души, это идея популярная. Только неверная. Точнее, бывает наслаждение от чужих страданий. Сделаешь ближнему гадость, и на душе полегчало.
Почему так, не столь важно. Важно, можно ли иначе.
Конечно, можно.
Идешь удовольствий? Не мешай другому наслаждаться. Это программа-минимум. Программа-максимум: доставь другому удовольствие.
Впрочем, есть ещё вариант, то ли меньше минимума, то ли больше максимума: порадуйся удовольствию и счастью другого. Не просто «не завидуй», а поблагодари Бога, что другому хорошо. Но если мне при этом плохо? Не «поэтому», а просто - я в депрессии, другой нет, что, всё равно благодарить?
Ага.
Бывает сострадание, бывает сорадование. Апостол Павел это слово использует, по-гречески «синхайре» - «Син» это «со», «кайре» - тот же корень, что в «харизма» и «ев-харистии».
Мы понимаем, что сострадание хорошо, а что синхайре хорошо и возможно, часто вообще отсутствует в голове.
Радоваться, что блудный сын вернулся? Недурно. Ещё лучше порадоваться, что он поблудил, отвёл душу, хотя ты в этом не участвовал.
Так что призыв взять крест, погибнуть - это призыв к состраданию, не к страданию. Крест - Христов, и с жизнь Он расстался, хотя не обязан был, мог не умирать.
Погоревать с другим и порадоваться с другим, - а при чём тут «потерять жизнь»? Да опасное это дело – научиться сочувствовать. Перейти из царства зла в Божие царство. Иисуса за это распяли.
Что ж, пускай опасно. Да и не так уж и опасно, что преувеличивать. Главное – это жизнь, а все прочие сценарии это нежить.
Так что вывернуть зло - и оно окажется добром сочувствия. Сочувствия не эмоционального, не формального, а сочувствия по Христу, с Христом.
Погоревать с горюющим и порадоваться с радующимся – это и есть Царство Божие, пришедшее в силе человечности.