В Америке суд удовлетворил иск прихожан одной церкви к властям: треть миллиона долларов за предписание сидеть по домам во время пандемии.
Почему это несправедливый иск и несправедливое решение?
Иск подали живые. Выжившие.
Те, кто умер, заразившись в церкви, высказаться не могут. Между тем, в первые месяцы пандемии инфекция особенно быстро распространялась в местах массовых скоплений людей, в том числе, в храмах.
Америка хороша тем, что тут осуществляется то, что на умах у многих вне Америки. Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке. Взять бы всех этих врачей, учёных и очкариков, да и отправить за Можай. И оштрафовать, да крепко оштрафовать. Парочку можно обезглавить, чтобы их головы на высоких шестах напоминали о свободе. Мы ж не в проклятое средневековье живём, когда закрывали на карантин от чумы целые города и никто пикнуть не смел.
О свободе невежества и эгоизма.
Я живой, следовательно, тревога была ложной.
Я живой, следовательно, атомная бомба нужна.
Я живой, следовательно, это лучший из миров.
Эгоист — не живой. Он живёхонький.
Живой — Иисус.
Иисус живой, следовательно, мы, выжившие во время пандемии, войны, диктатуры должны быть поосторожнее в речах. Есть, Кому сказать от лица погибших то, что мы предпочитаем забыть.
Иисус живой, и вся правда, которую замели в подсознание, тоже жива.
Иисус живой, но Он же молчит? Вместо Него говорят вот такие «прихожане», а есть и куда похуже, так какая разница?
Иисус не молчит. Иисус не командует, это да. Не рявкает. Не канючит. Не донимает поучениями. Не выступает в суде. Он говорит, а что и как именно говорит, так это надо остановиться и послушать. Это и есть вера. «Вера от слушания»? Вера и есть слушание. Слушание живых, мёртвых и ещё и Бога. А мы слушаем на копейку, а поучаем на миллион.
Около Голгофы верующие стояли молча. Притихли.
Что, Христос воскрес — так можно оживиться и заговорить?
Ещё больше притихнуть. Слушали нагорную проповедь Христа живого, слушали предсмертные хрипы и молитвы Христа распятого, послушать и Христа воскресшего, Он совсем-совсем другой. Бог не повторяется.
И — да, прислушиваясь к Воскресшему, мы учимся прислушиваться к живым. Слушать окружающих, а не только себя. Христос воскрес — и окружает нас так же, как и другие люди. Нельзя слушать Его, если не слушаешь других. Живых и умерших, и тех, кто ещё не родился.
Кто слушает других по-настоящему, хотя бы и не веровал, тот и Христа услышит. Как слушать других, а не свои фантазии о других? Как слушать Бога, а не свои фантазии о Бога? Проверяя услышанное жизнью — не судами, не деньгами, не достижениями, а жизнью временной и вечной. Есть в этой жизни, кроме твоей правоты с печатью и компенсациями, Бог и другие люди — неудобные, независимые, но такие незаменимые.