Оглавление

Быть подозреваемым или быть подозрительным?

«но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению» (Мк 3:29)

В греческом оригинале — «нет ему прощения в грядущие века, но повинен он в вечном грехе», в Мф 12:32 «не простится». Валентина Кузнецова (2000, с. 80) полагала, что непростительную хулу на Духа могут произнести только «религиозные наставники», потому что лишь у них случаются приступы абсолютной самоуверенности, когда они перестают различать между своим служением и Тем, Кому служат. Милый антиклерикализм — культ личности священника, только навыворот. По части самоуверенности давно уже миряне (и мирянки) успешно конкурируют с духоенством. У священника хотя бы начальство есть, да и паства может взбрыкнуть, а одинокая мыслительница как Кузнецова никому не подотчетна.

В общем, непростительно ругать добро, от кого бы оно ни исходило. Непростительна самоуверенность, а когда человек сомневается, не согрешил ли он против Духа Святого, это как раз простительно.

Конечно, бывают в жизни у человека мгновения — а иногда и минуты, и часы, и даже годы — когда он не ходит, а летает, когда без колебания отвечает на любые вопросы и знает, что через него говорит Истина. Но именно такие люди знают, что без колебания можно только прощать. Можно ошибиться в справедливости, нельзя — в милости.

Но это означает, что Иисус шутит, что Бог не может не простить даже того, кто против Бога?

Шутит, мутит… Бог должен прежде всего простить того, кто против Бога. Это называется щепетильность: простить оскорбление, нанесенное другому, я не всегда имею право, а простить оскорбление, нанесенное мне, это всегда… Правда, тут Иисус как раз дистанцируется от Духа Святого, более того, тут Иисус делает Духа Святого кем-то отдельным от Бога.

Иисус не о Боге вовсе, Иисус опять о нас. Не ругать добро. Особенно не ругать добро. Вообще-то это называется нетолько щепетильностью, но и благородством: видеть и хвалить добро даже, если его сделал враг. Вообразим ли враг, который не может сделать добра? Ну, вельзевул… Но зачем его воображать? Вот человек, который лечит – ты видишь это? Радуйся, а не начинай фантазировать про сатану. Как бритва Оккама – предпочитай простые объяснения, не впадай в конспирофобию.

Это уже вопрос не только Духа Божия в другом, это вопрос Духа Божия в тебе. Дух Святой изгоняет подозрительность и мнительность. Ах, мне нужно быть подозрительным, чтобы не погибнуть? Лучше погибнуть от чего угодно, чем жить подозрениями.

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

 

Внимание: если кликнуть на картинку
в самом верху страницы со словами
«Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном оглавлении.