«Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.» (Ио 1:18)
В 18 стихе 1 главы Евангелия от Иоанна в одних древних рукописях (папирусах второго века) Иисус назван Богом, в других, более поздних (четвертый век) — Сыном. Забавно, но «Сыном» могли назвать Иисуса и те, кто видел в Нем только человека, и те, кто видел в Нем Богочеловека (ведь Он назван «единородным Сыном» Бога). В реальной жизни мы судим очень о многих людях -— даже о большинстве — по их сыновьям. Я не знаком с Рюриком, а вот с парой Рюриковичей знаком. О моем отце судят, увы, по мне. Иисус подбадривает: кто видел Меня, тот видел Отца. Другое дело, что Он говорил это тем, кто и так уже верил в Единого Небесного Отца.
Может быть, все люди сегодня делятся на тех, кто сперва открывает для себя Христа, а потом уже Бога -— Отца, которого не распять, который неописуем — и на тех, кто сперва открывает для себя Творца, многие годы живет с этой верой, пусть даже именуется христианином, и лишь постепенно понимает, насколько Иисус отличен от Отца, отличен для меня.
Иисус «явил» Отца, которого никто никогда не видел. По-гречески «явил» -— «эксегесато» — отсюда слово «экзегетика», «прояснение», «изъявление» Библии (и та же приставка «экзо» в названии химических реакций). Вообще-то глагол означает буквально «изводить», «выводить». Иисус вывел людей к Богу — или Иисус вывел Бога к людям? Вопрос, имеющий значение лишь в очень иерархической системе координат, при которой важно, кто кому навстречу подымается. Иисус вывел — как математик выводит уравнение. Было неравное — и уравнялось. Скольких людей почитали великими, героями, полубогами за то, что они сравняли с землей десятки городов... Иисус сравнял землю с Небом.