Развязка — в вечности
Мк. 7, 35 «И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто».
В русском языке есть две идиомы, аукающиеся этому тексту: «развязать язык» и «чистописание». Любопытно, что «язык развязать» это всегда некоторое насилие, как минимум, действие винных паров, да и чистописание тоже обычно результат насилия над ребёнком.
При этом никто особенно не восторгается тем, что у собеседника развязался язык (если только мы не допрашиваем вражеского языка), да и чистописанию умиляются только самые жестокосердные мамаши. Главное-то ведь содержание, а развязный человек редко содержателен, он тщательно избегает говорить не только о том, что интересно нам, его собеседникам, но и о том, что интересно ему. Так, поверхностная болтовня, напоминающая каллиграфические прописи, которые всегда сообщают мудрости, давно ставшие пошлостями.
А что восторгаться? Физическое здоровье, здоровье социальное, здоровье культурное имеют такое же отношение к здоровью человеческое как еда к душе, одежда к телу (Мф. 6, 25). Конечно, лучше быть сытым и одетым, именно для души лучше, но иногда…
Ум с трудом «представляет себе» воскрешение тела. Именно воскрешение, в русском языке «воскрешение» ощутимо отличается от «воскресения» тем, что обозначает, во-первых, пассивность (Лазарь воскрешён, Иисус воскрес), во-вторых, ущербность: воскрешают тело, душа же воскресает. Хотя вообще образованному человеку скучно и банально «представлять воскрешение тела», это абсолютно техническая проблема. Немногим сложнее, чем передавать изображение и информацию на огромные расстояния, запускать космические корабли и готовить яйца бенедикт. Сугубо проблема пятнашек — как рекомбинировать волны и частицы для получения второго экземпляра.
Вот как воскресить душу! Как жадного сделать жаждущим, сомневающегося исследующим, ненавидящего любящим… Да хотя бы отучить от порнозависимости!
Научить Гитлера говорить разборчиво — техническая проблема, научить Гитлера разбираться в том, что надо говорить, а что говорить решительно не надо — проблема духовная, причём, кажется, нерешаемая. Вот именно нерешаемые проблемы и решает Иисус, а исцеление немого — даже не часть решения, а всего лишь вроде визитной карточки. Врач даёт визитку, но мы же не считаем, что эту визитка надо съесть, как таблетку? Вот так и со здоровьем. Пусть наше здоровье будет как внушительная, красивая визитка, на которой каллиграфически чистописано, кто мы есть, но не будем забывать, что визитки сто лет назад оставляли как сегодня оставляют лайки в социальных сетях — чтобы «засвидетельствовать почтение». Но даже в дом не входили, просто клали визитку на поднос в прихожей, а здоровье человеческого духа как раз в том, чтобы войти туда, куда вообще-то никому входить нельзя, но ведь человек и есть тот, кто стремится туда, куда входить смертельно опасно и жизненно необходимо — в вечность.