Борьба Иова с Екклесиастом
Иов отвечает на главный вопрос неверия. На главный вопрос веры отвечает Екклесиаст. Книга Иова — книга ищущих Бога, а вовсе не книга брошенных и «наказанных» Богом. Она периодически становится популярна — и это всегда периоды атеистические. Иов не борется с Богом — Иов на Бога наскакивает, как подросток. Этим и оправдан, промолчал бы — считался бы больным. Лучше на Бога сердиться, чем без Бога благодарить. Штурм и натиск Иова — юношеские, результат их — расставание с детством, не менее, но и не более. Подумаешь, «если папа не злой, то откуда в мире зло?». От верблюда! К этому, собственно, и сводится ответ Бога: ты где был, когда тебя не было? То-то!
Что будет, если ничего не будет, — спрашивает Иов. Что будет, коли всё уже есть, — спрашивает Экклезиаст.
Вопрос Экклезиаста — вопрос зрелости, которая уже достаточно близка к старости, чтобы не соревноваться со своими сыновьями, но ещё не старость и потому беспокоится о том, кому передать наследство. «Откуда в мире зло, наплевать — откуда зло в моих детях?» Для больного — очень больного, больного дряхлостью — человека вопрос о зле кажется мелким (а он и мелок) в сравнении с постоянным ощущением того, что все усилия — впустую. Да это и не ощущение, которое можно перебить поллитрой — это так оно и есть. Всё суета сует! Можно жаловаться Богу на зло, но кому жаловаться на добро, которое, оказывается, тоже суета?
Иов — не многострадальный. Конец ведь у книги хэппи? Кто старое помянет... Многострадания Иова — эпизод в жизни Иова, жизнь к эпизоду не сводима. Соломон со своей премудростью — вот это многострадальный! Потерять жену и сыновей — полбеды, а вот быть потерянным женой и сыновьями — целая беда. Кто жил и чувствовал, тот в такую беду и сам попадал, и других терял.