Израиль слова и Израиль почвы
Мы сегодня знаем больше текстов древнего Ближнего Востока, чем знали их любой обитатель древнего Ближнего Востока. Мы знаем, что еврейские писатели заимствовали из более древних иноязычных текстов со смелостью Шекспира. Мы знаем, что библейские тексты не одинокие алмазы, а бриллианты среди бриллиантов
Но вот что мы часто забываем.
Во-первых, всё-таки не все тексты одинаковы, и библейские тексты — тексты выдающиеся. Амос, Иезекииль, Исайя, — это авторы, не уступающие Платону, Гомеру, Горацию
Во-вторых, никто не мешал другим народам иметь свои Библии, да вот как-то не заладилось. Да, книга Иова — не еврейская, заимствована. Позвольте, а почему тот народ, в среде которого она была написана, её не побеспокоился сохранить? То-то... Тонны долговых расписок древних вавилонян — и самая малость беллетристики, а у евреев наоборот
В-третьих, евреи тоже разные. Как и англичане, французы, нигерийцы. Когда русский, восхищающийся Лондоном благодаря Диккенсу и Честертону, приезжает в Лондон, он понимает, что абсолютное большинство лондонцев не читали ни Диккенса, ни Честертона. В лучшем случае, кино видели про Скруджа и патера Брауна
Так и в Израиле было и есть. Абсолютное большинство евреев и три тысячи лет назад, и во времена Христа, и нынче плевать хотели на любую литературу. Заработать и потратить в своё удовольствие. Иеремия и Исайя и в своё время были уродами, мутантами, прыщи на лице обывательской среды. Такова особенность слова. Оно — не продукт среды. Среда глупая, а слово — умное. Среда провинциальная, а слово — вселенское. Не всякое слово, конечно, но вот же Пушкин, Толстоевский, Чехов совершенно непропорциональны России ни своего времени, ни какого-либо другого. Как Платон и Аристотель в тысячу раз больше любой Греции, так и Библия невыводима из материальной плоти Израиля. Среда не всякое сознание определяет! Так что одни пусть спорят о том, какого размера было царство Давида — читатель Библии понимает, что это сущий вздор, не имеющий никакого значения, как не имеет значения форма клеопатрова носа для влюблённого Цезаря. Он её не за нос полюбил. Как Бог людей любит не за то, что мы умные, добрые и красивые
Явление Библии — чудо. Не в религиозном каком-то смысле, а в обычном смысле невыводимости гениальных текстов из мусора бытия. Конечно, большинство текстов очень даже выводимы. Платёжка за квартиру на 100 процентов соответствует среде. Но чем больше творческого, тем меньше «средового». Так что, изучая «библейскую археологию», надо заранее приготовиться к несоразмерности почвы Израиля слову Израиля, чтобы не впасть в цинизм лакея, который выносит ночной горшок за Пушкиным.