Война кончилась?
«Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все» (Ио. 13, 10).
Восток — дело пыльное. Вон пророк Исайя восхищается: «Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: «воцарился Бог твой!»» (52,7).
Это ведь восторг от противного: ноги благовестника совершенно не прекрасны, они грязны. Тот же приём, что в поговорке «дарёному коню в зубы не смотрят». «Война кончилась!» — какая разница, чищеные сапоги у сказавшего это или грязные? «Война кончилась» — слова эти преображают говорящего, он прекрасен, даже если он урод. Ведь война кончилась!
Пророк Наум тот же образ раскручивает в другом направлении: на горах ноги благовестника — а ноги оккупанта-ассирийца более не топчут родную землю.
Понятно, почему послание римлянам цитирует Исайю, сравнивая благовестие о Христе с благовестием о спасении. Война кончилась! В истории христианства это ещё не очень принято — ведь воюём! Не только с окружающими, но и со своим грехом. А что с грехом воевать — надо Христа любить.
Иисус не цитирует Исайю, но намёк понятен. Так родители после купания подхватывают ребёночка на руки, чтобы отдельны вымыть ножки и сунуть в сандалики чистыми. Всё может человек, но завершающий штрих наносит Бог. Иначе выйдет ахиллесова пята. Уверенно ступать по земле — война совсем кончилась. Нечего бояться. Почему Иуда предал? Ну вот — воевал. С собой, с Учителем, с нуждой, с оккупантами, со всеми разом. Какая разница! Страх запачкал душу — и ты уже не в том мире, где война кончилась, а в том, где война продолжается, а в этом мире уже и предательства нет, если только разнообразные манёвры. Война сама по себе есть состояние перманентного предательства человечности. За что и с кем воевал Иуда? А за что и с кем воюет любой воюющий? С собой он воюет. И ещё немножечко с Богом. Погибают оба. Воскресает Один.