Любовь — доверие к бездне
У любого человека, в любой стране, в любом сословии существует перепад между видимым и невидимым.
Перепад всегда не в пользу видимого. Даже если человек заигрался так, что стал действительно несчастным — бомжом, истериком, алкоголиком, подлецом — под этой коркой всё намного хуже. Что уж говорить о большинстве, о нас, о тех, кто держит фасон и не лопается. Под фасоном — бездны и бури, ровно те, которые поэт призывал не будить. А чего их будить, они и не засыпали никогда. Душа дремлет, а бездна не дремлет!
Только вот как под морскими безднами дно всё-таки есть, вопреки буквальному смыслу слова «бездна», так и под безднами души есть не просто дно, а Бог. Не черепахи и не слоны, а Божья любовь как твёрдый гранит подстилает все наши бури, и вот это любовь уж точно бездонна, бесконечна, неколебима. Грехопадение — не когда человек падает, а когда человек не верит, что падению есть предел и зависает между небом верхнем и небом Божьим. Покаяние не в том, чтобы отчаянно пытаться выплыть, а в том, чтобы успокоиться и начать жить, доверяя Божьей любви, прощению, пониманию. Прежде всего доверяя Богу других, затем доверяя себя. Можно, конечно, и наоборот. Только верьте!
Ребёнок подрастает и понимает, что его родители — не уникальные, а довольно обычные, и не полубоги, а люди. Растёт взрослый человек и понимает, что его жена — не богиня, а женщина, которая в толпе других женщин может и затеряться, и что он сам — в базарный день за пятачок пучок. Социальные сети очень помогают этому осознанию ординарности, серийности людей — уж очень наглядно сходство, даже тождество сотен и тысяч блогов, сходство в уме и в глупости, в консерватизме и в радикализме.
Тут и развилка.
Широкая дорога к гибели, к цинизму, к человеконенавистничеству. «Кто жил и мыслил, тот не может, слегка не презирать людей» — а считать людей одинаковыми есть высшая степень презрения к людям. Любовь любит неповторимое, единственное, а его-то и нетути. К вере это тоже относится. Бог либо один, либо никакой это не бог, а фуфло серийное.
Узкая дорога — к уникальному внутри обычного. Когда любовь из реки превращается в Ниагару. Когда любишь не потому, что «второй такой нет», а потому что все такие, да не такие.
Это не открытие уникального содержания внутри типовой формы — в том-то и ужас, и искушение бесчеловечности, что в людях достаточно стандартны и форма, и содержания. Просто мозг сперва делает акцент на анализе, на различиях, а потом добирается до синтеза и сходства.
Это открытие того, что единственное в случае с человеком соединимо со стандартным. Этим «образ Божий» отличается от Бога. Бог один — но именно поэтому «образ Божий» может быть тиражируем в миллиардах экземпляров и всё равно остаётся уникальным для каждого экземпляра. Да, «прах», из которого состоят все люди, он и есть прах. Любовь иногда этого не понимает, считает, что её любимый прах какой-то особенный, но он всё равно обычный прах.
Что же, любить можно только «дух», «образ»? Нет! Вон Бог — ну как Его любить! Это же метафора, про любовь к Богу — это перенос на Бога того, что лишь к человеку возможно. Отношения с Богом — нормальные, святые — это больше даже любви. Их можно описать как любовь, но всё же это описание — лишь метафора и антропоморфизм.
Любить можно только невероятную, невозможную комбинацию неповторимого духа со стандартным прахом. Свободы с необходимостью. Божьего с обезьяньим. Вот почему увидеть в любимом «обычного человека» означает не встать на широкий путь разлюбления, а прорваться на горную тропку головокружительной любви к невозможному — единственному во множественном, неповторимому в повторимости. Только тогда, между прочим, станет возможна и настоящая, не нарциссическая любовь к себе. Но это так, мелочь, бесплатное приложение к воскресению и вечности.