Cм. словарь библ. богословия, 1970.
Аарон (XIII в. до р. Х.). Значение имени точно неизвестно; было оно
первоначально, вероятно, египетским. Брат Моисея был старше великого пророка на
три года Это обычная для Библии, как и для жизни, парадоксальность: первенство
биологическое и духовное редко совпадают, не из-за порочности биологического,
а из-за несвободы, которую несет в себе родовое начало.
Когда Моисей заспорил с Творцом, избравшим его на служение, напирая на свое
косноязычие, Бог величественно заметил, что Он - Творец и языка, и речи, и Сам
будет “при устах” пророка. Моисей упрямится: “Господи! пошли другого!” — “И возгорелся
гнев Господень на Моисея” (Исх. 4, 10). Естественно было бы после этих грозных
слов ждать большой беды.
Человек просто бы оставил Моисея и пошёл бы искать себе нового помощника. Но
Господь всего лишь указывает Моисею на его речистого брата Аарона: “Ты будешь
говорить и влагать слова в уста его, а Я буду при устах твоих и при устах его
и буду учить вас, что вам делать; и будет говорить он вместо тебя к народу”.
Аарон становится посредником между пророком и народом; впоследствии он становится
и первосвященником. “Ты будешь ему вместо Бога” (Исх. 4, 17). Эти слова Господни
Моисею помогают нащупать разгадку вечного вопроса: зачем кто-то третий между человеком
и Богом. Посредник не Бога заменяет, а восполняет то, чего нет у меня. Так и Аарон,
получая от Моисея слова Божии, не ропщет на то, что Бог не обращается к нему напрямую,
а сразу передаёт эти слова далее, — народу Поразительно, но в Библии нет ни одного
слова Аарона и есть много речей Моисея. Такова смиренная доля священника: он несет
служение слова, но слова эти - не его, и слава достается не ему.
Библия не изображает Аарона совершенным человеком, скорее наоборот, подчёркивает,
что этот первый из священнослужителей Израиля не соответствует высоте своего призвания.
Аарон, пока Моисей беседует с Богом на Синае, уступает насилию народа и устанавливает
для поклонения золотого тельца. Вместе с сестрой Мариам Аарон возмутился тем,
что Моисей взял в жены нееврейку, а заодно и вообще тем, что Моисей претендует
быть каким-то особым лидером: “Не говорил ли Господь и нам?” (Числ. 12, 2).
Моисею пришлось вымаливать у Господа прощение своему сподвижнику и своему народу.
Так на заре истории библейской религии впервые был пройден круг откровения в мире
сем: Истина является через пророков, хранится священством, почитается толпой,
но и священство, и толпа из себялюбия пытаются сделать истину своей собственностью.
Тогда пророкам приходится вымаливать у Бога уже не Истину, а Милость. Бог простил
Аарона, проявив то же самое безграничное терпение, которое окончательно открылось
людям в Иисусе Христе. Память 20 июля/2 августа; в воскресенья св. отец и св.
праотец.
|