Киприан Карфагенский (ок. 200 - 14.9.258). Цецилий Киприан по прозвищу Фасций принадлежал к богатой и знатной семье, был прекрасно образован, прославился как адвокат. Христианством заинтересовался в самом активном для мужчины - сорокалетнем - возрасте. Он долго колебался, потому что, несмотря на всю свою энергию и опыт, считал невозможным для себя достичь возрождения и святости, обещанных Спасителем. Сомнения питались не только неуверенностью в себе, которая часто гнездится в самых деятельных людях, но и опытом, который подсказывал, что Евангелие ставит планку совершенства выше человеческих сил. В 46 лет он, уже обращенный к Богу, получил от Него силу жить верой: «Возрождающая волна очистила нечистоты моей прежней жизни, свет, тихий и ясный, нисшел с Неба в сердце мое... я узнал, что жившее во мне по плоти для греха принадлежало земле, а началось теперь Божие, живущее Духом Святым. В Боге и от Бога вся наша сила». Сомнения ушли, пришло смиренное сознание силы Божией. Киприан принес обет целомудрия, что потрясло знавших его жителей Карфагена (как и то, что обет соблюдался). Через два года, в 248 г., Киприан стал епископом, еще через десять лет был казнен за веру. Правда, во время гонения он сперва бежал и спрятался. Более того, он охотно прощал от имени Церкви тех, кто не выдержал угроз и пыток, отрекся от Христа, а потом покаялся. Киприан, правда назначал таким людям период публичного покаяния. Именно тогда появился термин “индульгенция”: прощение отступникам, за которых вступился мученик, шедший на казнь, или исповедник, сидевший в тюрьме. Правда, уже при Киприане подобными бумагами стали злоупотреблять, и Киприан с этими злоупотреблениями боролся, но вообще от этой системы отступать не хотел. Против этого выступил священник Новат, принимавший отступников без всякого формального наказания. Когда Киприан созвал собор, осудивший Новата, тот бежал в Рим и здесь нашел поддержку у антипапы Новациана, хотя тот придерживался прямо противоположной позиции (не прощать вообще ни при каких условиях). Впрочем, и сам Киприан позднее поссорился с Папой Римским Стефаном, который счел слишком суровым отношение Киприана к крещению, совершаемому еретиками (епископ отрицал действительность такого таинства). 30 августа 257 г. Киприан был арестован и сослан. Год спустя его судили вторично и приговорили к смерти. Текст его допроса на суде сохранился без позднейших искажений; поражает, с каким уважением и корректностью относились к подсудимому язычники, насколько вежливы были судьи-проконсулы и епископ друг к другу, хотя вежливость эта пахла кровью. Проконсул Патерн спрашивает Киприана: “Императоры повелели разыскивать не только епископов, но и священников. Посему я хочу услышать от тебя, кто из священников живет в этом городе”. “Ваши законы мудро запрещают всякое доносительство, поэтому я не могу открыть их имена. ... Наши правила запрещают нам добровольно идти на казнь, и вашим принципам это противоречит. Но этих священников нетрудно разыскать”. - “Я их разыщу, -- пообещал Патерн. – Императоры запретили всякие собрания где бы то ни было, включая кладбища. Кто нарушит этот указ, будет казнен”. – “Исполняй, что тебе повелено”. Своему палачу Киприан сделал щедрый денежный подарок, словно то был официант в ресторане. Такое было возможно, потому что и мученик, и мучители признавали друг за другом равную силу: силу Бога, одним давшего власть казнить, другим - терпеть казнь. Нет власти не от Бога - и нет власти, которая бы не боролась с источником самой себя. Поэтому всякая земная власть преходяща, а всякое страдание в Боге - ведет в вечность. Acta Sanctorum, сентябрь, т. 5; Analecta Bollandiana, XXXIX (1921), 314-322; Butler, 16.9. Память 16 сентября, 31 августа/13 сентября. Мощи при Карле Великом перенесены были во Францию.
|