ОРИГЕН
240 годы: Ориген: против Цельса, за вечность
244 год: Ориген - гомосексуалист?
Квастен, 2.
В 1941 в Тура под Каиром нашли папирусы, в т.ч. кодекс конца 6
в. со стенографической записью беседы Оригена и Ираклида в присутствии
других епископов. Ориген спрашивает Ираклида, выступая как инициатор
и старший. Ираклид протестовал проив выражение "два бога" у Оригена
(напр. Против Цельса, 5, 39), боясь политеизма. Ориген объясняет
по Писанию, в каком случае два могут быть одно: Адам и Ева -- по
плоти, верующий и Бог - по духу (1 Кор 6, 17), Иисус и Отец -- по
божеству. "Мы исповедуем двух Богов", которые, как уточняет Ираклид,
одно властью ("динамис"). Затем Ориген отвечает на вопрос Дионисия:
в каком смысле едины душа и кровь -- едина кровь "внутреннего человека"
и душа. Вопрос еп. Филиппа о бессмертности души: душа смертна, когда
умирает для греха или умирает для Бога.
Сделать философию служанкой христианства, как философия античная
делала своими служанками прочие науки. (в послании Григорию Чудотворцу).
Отец и Сын едины субстанцией - вводит слово омоусия в толк. на Евр.
Квастен омоусия переводит как одну субстанцию. Бог "автодеос", первое
божество. Сын есть образ "эйкон" божественности (Против Цельса,
5, 39). В Толк. на Ио 13, 25: "Спаситель и Дух Святой несравненно
выше всех тварных вещей, но Отец настолько же выше их, насколько
они выше творения".
Вводит понятие души Иисуса и считает эту душу (предсуществовавшую)
связующим звеном между безначальным Логосом и смертной плотью Христа.
Субстанция души как посредник между Богом и плотью. Первым вводит
термин "богочеловек" - "теантропс" (проп. на Иез. 3,3).
Союз двух природ во Христе (тела и души) - через термин "ойкономия"
- ПЦ, 2,9. Т.е. общение свойств. Ввео также термины физис, ипостась,
усия, омоусиос, театропос.
Созомен утверждал, что О. называл Марию богородицей, хотя в сохранившихся
текстах этого нет.
Логос живет в Церкви как душа в теле. Первым назвал Церковь градом
Божиим на земле. Мир миров, "космос то космон". "Extra hanc domum,
id est ecclesiam, nemo salvatur' - вне дома Церкви нет спасения
(проп. на Иос., 3,5). Вера еретиков не фидес, а кредулитас.
Защищает крещение детей как восходящее к апостолам и свидетельствующее
об их власти (на Рим. 5,9).
Семь способов прощения грехов после крещения: мученичество, милостыня,
прощение согрешивших перед тобой, обращение грешника, благотворительность
и исповедание греха перед священником. Священник как врач, надо
его выбирать внимательно (На Пс. 37, 2,5). Но, кажется, не считал
простительными идолопоклонство, изнасилование. М.б. имел в виду,
что эти грехи нельзя искупить лишь молитвой -- писал в трактате
о молитве.
Апокатастасис: вечного огня нет, а все будет очищено огнем после
смерти, и после этого придет Христос.
Были миры и до земли, будут и после -- соглашается с теми, кто
полагает нечестивым и абсурдным считать природу Бога неактивной
и бездвижной, полагать, что Бог когда-то не реализовывал Свою власть
(О нач.3,5).
Начала: Бог непознаваем и абсолютен, познается по творению как
солнце по лучам.
Борется с модализмом, отрицающим различия внутри Троицы. Впадает
ли он в субординационазм -- предмет дискуссии. Сын исходит от Отца
как воля от разума.Бог производит "субсистенцию" Сына.
В.Я.Саврей. Философские основания истолкования Священного
Писания у Оригена. - Вопросы философии. - 1998. - №6. С. 120-132.
Порфирий напрасно называет Оригена учеником Аммония Саккаса,
основателя неоплатонизма. Рассказ о визите Оригена к Плотину в 245
г. вряд ли истинен: в это время Ориген находился в Кесарии, лишь
в 245-246 гг. был в Афинах. Плотин вряд ли мог влиятьна Оригена,
будучи на 20 лет моложе. Поэтому категорически считать Оригена неоплатоником
не стоит, скорее он был под влиянием среднего платонизма II в. (Нумений,
Плутарх - Плутарха Ориген часто упоминает). Ориген, однако, не был
безусловно последователем Платона и даже критиковал его (Против
Цельса, VIII, 4). Как и Климент Александрийский, защитник "тайного
знания": сохранения в секрете таинств, чтобы над ними не насмешничали.
Ориген:
"Как только душу поразила огненная
стрела познания, она уже не может предаться праздности и успокоиться,
но будет всегда стремиться от хорошего к лучшему" (Гом. на Чис.
17, 4).
"Не хотеть подняться над буквой, а показывать
себя ненасытным в ее отношении есть признак жизни во лжи" (Комм.
на Притч. 23).
"Если кто-то дарит нам какой-то вещественный
предмет, то мы не говорим, что он подарил нам и тень предмета, потому
что вещь он нам подарил, не имея намерения подарить предмет и тень.
При передаче же предмета одновременно происходит и сопередача тени"
(О началах, 2, 2, 2). Т.е. этот мир - тень небесного, истинного.
Притча нужна, "чтобы наш
дух был распряжен, или, правильнее, чтобы он собрался воедино и
увидел узкие верхушки слов" (Комм. на Иоан. 13, 42).
|