Гордий Кесарийский (320). Уроженец каппадокийского города Кесарии (почему св. Василий Великий посвятил ему проповедь). Иных христиан казнили за отказ служить в языческой армии, а Гордий как раз был солдатом. Более того, за мужество и смекалку он был произведен в младшие офицеры сотником. Когда началось гонение на христиан, Гордий вышел в отставку и поселился в пустынной местности рядом с родным городом. После кошмаров XX века, когда гонения на людей той или иной веры, нации, страны приобретали характер планомерного уничтожения, трудно себе представить гонения того времени: указы были грозны, но не велось планомерного розыска христиан, более того, христиане и не притялись, продолжали действовать церкви, и в основном от усердия доносчика или конкретного чиновника зависело, притянут их к суду или нет. Но всякое общество не слишком-то поощряет такое чрезмерное усердие, подрывающее добрососедские отношения. Более того, и Церковь не одобряла христиан, которые по собственной инициативе являлись к судьям и требовали применить к себе указ о смерти; слишком был велик риск действовать не во имя Христа, а во имя собственного тщеславия. Впрочем, в ту эпоху не было единообразного, категорического, формального запрещения такого исповедничества, и это видно из того, что св. Василий писал о Гордии с восхищением, писал словно о современнике, упоминая, что сам знал некоторых людей, бывших свидетелем подвига. Он подчеркивает, что Гордий пошёл на мученичество не в порыве, а после долгого уединения в молитве, посте, бдении, чтении Писания, когда уже все эмоции улеглись. Гордий пришёл в Кесарию во время праздника Марса, когда горожане собрались на скачки - одно из немногих общественных развлечений той эпохи. Не удивительно, что среди собравшихся были и христиане (Василий говорит мягко о них: “жили без осторожности”). Гордий вышел на арену до начала скачек, и все сразу обратили на него внимание: “От продолжительного пребывания в горах голова была всклокочена, борода была длинна, одежда грязна, всё тело иссохло; в руке у него был жезл, и с боку висела сума”. Однако, образ был не печальный, а веселый. Гордия вскоре узнали и поднялся крик: единоверцы радовались его решимости, враги требовали убить его. Гордий успел сказать толпе короткую проповедь, которая, возможно, помогла потом кому-то придти ко Христу; он подчеркнул, что пришел сам, чтобы яснее была его вера в Христа. Градоначальник сидел тут же, руководя скачками, и тут же приговорил Гордия к смерти, заметив философски: “Что приобретает, умирая навсегда, этот беззаконник!” На что Гордий ответил: “Я много теряю оттого, что не могу умереть за Христа несколько раз”. Это вывело судью из себя и он, отложив скачки, сам вывел Гордия за городские стены (город нельзя было осквернять кровопролитием) и отсек ему голову. Василий Великий не побоялся процитировать слова Гордия: “Что ждете такой смерти, которая приходит сама собою? Она бесплодна, бесполезна. ... Вынужденное сделайте добровольным; не щадите жизни, утрата которой необходима”. После таких слов, после такого поступка как оставаться христианином, не угрызаясь совестью за то, что не ищешь мученичества? Василий нашёл точный образ: “Как всегда смотрим на солнце и всегда ему дивимся, так и память сего мужа всегда для нас светла”. Это сравнение помогает и восхититься святым, и не следовать ему бездумно, след в след, словно ослепнув от долгого вглядывания в солнце, а понять, что важнее всего донести окружающим Свет Божий, а уж как именно - это можно понять, если подражать Гордию в молитве, посте, размышлениях. Ист.: Василий Великий. На день святаго мученика Гордия. В кн.: Творения. Спб., 1911, с. 222-229. Память 3/16 января.
|