Спиридон Тримифунтский (ок. 348), на протяжении многих веков почитался наравне со святителем Николаем, своим современником. Епископом крошечного городка на Кипре он был "по совместительству", продолжая крестьянствовать. Треть урожая своего урожая он раздавал нищим, треть давал в долг. Точнее, не “давал”, а махал рукой в сторону амбара, где каждый брал, сколько хотел, а потом без догляда же возмещал (или не возмещал). Так Бог видит все и не считает ничего, рад бы все раздать - да слишком много у Творца благ. А главное - мы, при всей нашей великой нужде в Боге, предпочитаем справлять иные нужды - маленькие, земные, бесстыдные. Лишь бы не думать об отдаче, лишь бы не чувствовать себя должником - хотя и саму жизнь мы получаем из Божьего амбара. Однажды Великим постом к Спиридону постучался путник, а в доме епископа не было ни хлеба, ни муки, потому что в иные дни епископ постился просто голодом. Но для путника достал из кладовой соленую свинину и поставил разогретую на стол. Странник зарделся и вымолвил: "Я ж христианин", хоть и сознавал, что епископ тоже не язычник. "Тем более ешь, - сказал святитель, - ведь в Писании сказано "чистым все чисто". Тогда гость опустился на колени и принес епископу свое покаяние. История деликатно умалчивает, в каком свинстве покаялся гость хозяину, но что ему было в чем каяться - несомненно: человек с чистой совестью способен и на большие подвиги, нежели есть постом мясо. Во время гонений Спиридона пытали, выкололи глаз и повредили левую ногу, после чего сослали на каторгу в рудники. Он выжил. Позднейшая легенда утверждала, что Спиридон замечательно защищал православие на Первом Вселенском соборе, но это вымысел, он там не был (а святитель Николай не бил на этом соборе Ария по щеке). Примечательно, что легенда гласит, будто коллеги-епископы, ехавшие со Спиридоном, зарезали его мулов, чтобы тот не попал собор и не срамил своей простотой Кипрскую церковь: хорошего же мнения были о епископах слагатели легенды. Спиридона выбрал своим духовным наставником прославленный интеллектуал епископ Трифиллий Левкуссийский, которого Спиридон как-то раз упрекнул, что тот в проповеди переиначил слова Христа, сказанные расслабленному, и слово “кровать” заменил на “ложе”; чтобы сказал Спиридон, узнав, что в церковно-славянском сейчас стоит еще более возвышенное “одр”. Мощи Спиридона были перенесены в Константинополь, крестоносцы захватили их и отправили в Рим, католики в ХХ в. отдали православным на остров Корфу, где находятся по сей день. В 2007 г. греки часть мощей привозили в Россию и выставляли для поклонения в храме Христа Спасителя. PG, CXVI, 417-468; P. Van den Ven. La L...gende de S. Spyridon. 1953. Память 14 декабря, 12/25 декабря.
Очерк Бугаевского, 2006. |