Иоанн Златоуст (р. в Антиохии, 347- Питиус (Абхазия) 14.9.407). Он родился в хорошей семье: отец - крупный военачальник, правда, рано умер, но оставил состояние. Мать воспитала сына достойно, не пожалела денег на превосходное образование - юридическое, чтобы Иоанн стал адвокатом или крупным чиновником. В двадцать лет, однако, юноша предпочел отойти от суеты к Христу, крестился, вместе с другом Василием думал оставить мир совсем. Как вдруг христиане их города избрали обоих в епископы; Иоанн бежал, а друга своего хитростью вынудил принять сан. Когда тот потребовал объяснений, будущий святой указал на разность их натур: Василий был скромным ученым без малейших амбиций, а Иоанна обуревала жажда главенства и власти, простительные любому начальнику, кроме церковного. Епископом Иоанн стал, но лишь четверть века спустя: честолюбия своего он, может, и не победил, но сумел довериться Христу. А Господь уж устроил так, что честолюбие задохнулось: его энергичный характер, вера, да и то самое честолюбие не дали ему превратиться в придворного, ручного архиерея, удержав от превращения в слабовольного идиота или пронырливого интригана. В 374 году Иоанн стал монахом в небольшой общине в горах к югу от Антиохии; четыре года он был учеником опытного аскета-сирийца, два года жил в пещере один. Здоровье его от аскезы пошатнулось, и в 381 г. он вернулся в Антиохию, где в том же году св. Мелетий рукоположил в диаконы. В 386 г. стал пресвитером и двенадцать лет был фактическим помощником епископа по делам благотворительности и христианского просвещения: в Антиохии жило сто тысяч христиан и столько же язычников. Проповеди Златоуста имели огромное влияние, и не только духовное: великим постом 387 года он произнес 21 проповедь, связанные с восстанием антиохийцев против императорских налогов. 28 февраля 398 года по решению императора Аркадия он был сделан епископом Константинополя. Епархия столицы была основана недавно и в основном функционировала как придаток императорской канцелярии. Златоуст сделал ее независимой, свободной: его проповеди воодушевляли многих богатых вдов щедро жертвовать патриархии деньги и земли, а на пожертвования кормили нищих - несколько тысяч человек. Несколько десятков епископов и священников Златоуст низложил за пренебрежительное отношение к церковным обязанностям, чем навлек на себя массовое недовольство духовенства и любовь народа. Соответственно, и кормили его не похвалами, а обличениями. Впрочем, Златоуст обличал и обывателей столицы за то, что они совмещают христианство с увлечением языческим театром и скачками. Не остановился он и перед обличениями императрицы Евдокии, сравнив ее с ветхозаветной нечестивой распутницей Иезавелью, хотя она была не столько распутной, сколько тщеславной. Императрица организовала так называемый “собор под дубом”, который провел враг Златоуста патриарх Александрии Феофил в июне 403 года вместе со многими епископами, и этот собор объявил о низложении Златоуста. В Константинополе, однако, разразилось народное восстание в защиту патриарха. Император отступил. Но вскоре Златоуст вновь навлек на себя гнев двора, выступив с протестом против установления серебряной статуи Евдокии напротив собора Святой Софии. На этот раз император решился употребить войска: люди, пытавшиеся защитить Златоуста, были разогнаны силой, были и жертвы. Иоанн обратился в Риме в папе Иннокентию I, и тот потребовал созыва собора для разбора дела, но 20 июня 404 г. Златоуст был арестован, выслан из города, сослан в Армению. Епископы, которых послал Папа в Константинополь для восстановления справедливости, были брошены императором в тюрьму. Златоуст умер в ссылке в 407 г., сказав: "Слава Богу за все". За шестнадцать веков, что прошли с момента его трагической смерти (он умер в ссылке за чрезмерную неуживчивость со светскими властями) многое изменилось. Иоанн обличал евреев с таким же энтузиастом, с которым обличал буржев. При его жизни первое вызывало восхищение, второе не слишком нравилось. Сегодня срамно быть антисемитом и срамно не быть хоть немножечко противником всяческой буржуазности. Может быть, через тысячу лет всё опять поменяется местами. Но вот что никогда не изменится, так это главное, чем славен Златоуст: совершенно уникальным вниманием к человеческой душе. Он был не великим богословом, а великим психологом. Он очень похож на нашего замечательного современника, Фазиля Искандера, вниманием к тончайшим оттенкам эмоциональных движений, зоркостью к малейшей неискренности, умением отделить наносное в человеке от подлинного. Такая зоркость легко может сделать человека циником (слишком уж мало в нас подлинного), но Иоанн был наполнен любовью к людям. Он обличает алчность и суетность — и кажется, что обличает нас, сегодняшних русских людей, обиженных на весь мир, но каким же ласковым образом он пользуется для обличения: “Мы подобны птичкам, гнездо которых заняла змея. Издавая жалобный писк, они всюду летают в страхе и смятении, не зная, как освободиться от опасности”. А ответ, казалось бы, так прост: не верещи, а лети! Свей гнездо на новом месте, куда гадюке не доползти!! Выше!!! Закономерно, что Златоуста почитают помощником в борьбе с отчаянием. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Изд. 2-е. Тт. 1-12. Спб.: 1897-1906. Kelly J.N.D. Golden Mouth: The Story of John Chrysostom, ascetic, preacher, bishop. Duckwoth, 1995. Память перенесения мощей в 438 г. (император Феодосий не только разрешил вернуть тело в Константинополь, но письменно просил у умершего прощения за себя и за свою мать Евдокию) - 27 января/9 февраля. Позднее, видимо, крестоносцами, мощи были перенесены в собор св. Петра в Риме, где находятся и сейчас. 30 января/12 февраля празднуется ему в Соборе трех Святителей. Память 27 января, 13/26 ноября.
|