Исаак Сполетский, Сирин (550). Уроженец Сирии, он оставил отечество и ушел на чужбину, в Италию. Он пришел в город Сполето, и здесь, с разрешения церковных служек, два с половиной дня молился в храме. За это один пономарь обозвал Исаака лицемером: и по сей день большинство атеистов, агностиков и циников не столько не веруют в Бога, сколько не доверяют вере ближних. Правда, и недоверие бывает разной силы: у этого пономаря оно дошло до беснования, так что бедняга упал на землю и стал корчиться. Исаак не испугался и наклонился - и тут же нечистый дух покинул человека. С тех пор чужестранец пользовался абсолютным доверием у жителей Сполето, на основанный им монастырь они были готовы жертвовать без конца - но Исаак не принимал ничего. Может быть, будь доверие чуть послабее, он бы рискнул - однако абсолютно доверчивый человек столь же легко впадает в беснование, как и абсолютно недоверчивый, ибо сосредоточены оба не на Боге, а на людях. Папа Григорий Двоеслов писал: “Одно, по-видимому, было странно. Иногда он делался столь весёлым, что, не зная наперед его, никак нельзя было бы поверить, что он обладал великим добродетелями”. Григорий считал эту веселость недостатком и счел нужным объяснить, что и у великих людей недостатки бывают, помогая им не впадать в гордыню. Однако, он не пишет, будто Исаак считал свою веселость недостатком. Григорий и Исаак воплощают одно понимание христианства, но два понимания человеческой психологии: для Григория смех всегда выражает злое в человеке, для Исаака и любовь может выражаться в смехе. Григорий Двоеслов. Собеседования, III, 14. Память 12/25 апреля - у Butler 11 апреля.
|