Мария Антиохийская (V-VI вв.). Героиня авантюрной повести, написанной не позднее
VI в., согласно которой мать Марии, рано потерявшая мужа, убедила дочь отказаться
от брака «в пользу чистоты» (к сожалению, с началом Средневековья представление
о браке как о чем-то нечистом стало широко распространено среди христиан). Мать
рассуждает очень прихотливо: раз мы бедны и не можем подавать милостыню, «должно
нам принести Богу хотя бы телесную чистоту». Некий юноша Анфамий, однако, влюбляется
в Марию, два года за ней безуспешно ухаживает, наталкиваясь на сопротивление матери
и, наконец, обращется к колдуну Мегасу. Колдун посылает двух демонов привести
Марию к юноше. Демоны донимают мать и дочь дурными снами, те подымаются и, не
заметив, что еще рано, отправляются в церковь. Но по дороге один демон принимает
облик Марии и идет с матерью, а второй принимает облик матери и ведет Марию к
Анфимию. Тут демон исчезает. Озадаченная Мария начинает убеждать Анфимия отпустить
ее ненадолго, и добивается своего - видимо, потому, что молодой человек, ошарашенный
происшедшим, решает сам стать колдуном. Но от него требуют письменного отречения
от Христа – он сперва пишет, потом раскаивается. Юноша идет к епископу и просит
окрестить его заново: «Раз я письменно отрекся от крещения, значит, нет его на
мне». Епископ юношу ободряет и призывает к покаянию: «Нет у христиан второго крещения,
кроме слезного». Следует счастливый конец: Анфимий раздает свое имение нищим,
в том числе Марии, и исчезает. В древних святцах память Марии была помещена под
29 мая, но в современных православных календарях ее нет.
Cм. Сергий, Полный месяцеслов Востока, т. 2, с. 161, со ссылкой на Лаврент.
УКр. Житие опубликовано. Антиохия
"сирская".
|