БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ
547 : "Поход слона": христиане идут на Мекку
История Мухаммеда вызывала (а у кого-то и продолжает вызывать) ужас, смешанный с завистью и омерзением. Ужас от того, что из ничего образуется огромная империя, - рухнувшая, раздробившаяся, но старающаяся сохранить верность основателю. В общем, в исламе ужасает то, что общего у ислама с иудаизмом и христианством. Такой взлёт - либо случайность, либо проявление высшей воли. Случайность расстраивает того, кто ищет закономерности, а того, кто верует, что Высшее на его стороне, шокирует даже предположение, что Бог на стороне "врага". Между тем, в данном случае возможен синтез: Высшее предпочитает действовать именно через случайное. Случайное оптимально соответствует свободе. Чем "священнее" история (Израиля или Церкви), тем более она случайна. "Случайность" оказывается, как и в материальном мире, признаком сложных, живых структур. Движение слона "случайнее" движения стрелок будильника.
Самое страшное в исламе для христианства - что арабы знали христианство. В середине IV века христианство принял один из вождей племени салих Зоджом (Зогом у историка Созомена), а за ним - и весь его род. Собственно, византийский историк не постыдился сообщить (а возможно, выдумать), что Зоджом крестился в благодарность за рождение наследника. Словно и не было таинства бездетности. Средневековье начинается возвратом к Аврааму. Сперва с христианством знакомятся северные арабы - и знакомятся, видимо, через отшельников, уходивших в пустыню. В начале V века для крещёных арабских племён ставится специальный "епископ лагерей" - так сильно было влияние проповедей преп. Евфимия. Епископ Пётр вместе с другими палестинскими епископами на соборе 431 г. осудил Нестория. Биограф Симеона Столпника (ум. 473) особо подчёркивает, что к нему сотнями приходили (и крестились) арабы. Это были арабы Хирты, хорошо говорившие по-сирийски, как и Симеон.
Это север Аравии - тут арабы-христиане всегда оставались меньшинством, хотя и полноправным, среди собратьев. На юге Аравии, где ныне Йемен, государство Химьяр со столицей Наджраном стало христианским - после того, как был свергнут правитель Зу Нувас, для иудеев - Йосеф. Когда Зу Нувас вернул себе престол, расправа с христианами была жестокой, правитель Наджрана Харит стал почитаться святым (под именем Арефы). Эфиопский десант, однако, восстановил власть христиан (монофизитов) в Химьяре, посадив на престол Сумайфу Ашву. Но уже в 533 г. того сверг Абраха - Авраам - христианин "православный".
Абраха и его "поход слона" против Мекки запечатлены в Коране, в суре "О слонах". Слоны, естественно, африканские, от эфиопских единоверцев. Для мусульман символично, что поход Абрахи состоялся в год рождения Мухаммеда, но тут как раз только символ и есть, а факта нет: поход был в 547 году, а к 570 году Абраха вряд ли был в живых. Мухаммед считал нападение Абрахи на Мекку кощунством, хотя тогда - в 547 году - Мекка была вполне языческим святилищем. Провал похода Абрахи приписывался заступничеству Аллаха - в армии Абрахи началась эпидемия. Абраха, видимо, не был каким-то агрессивным фанатиком, жаждущим уничтожить языческое капище. Он вёл свою политику, поход был задуман против маадеев - арабов, которые находились под влиянием Ирана. Нет оснований считать, что Абраха всерьёз намеревался уничтожить Мекку, чтобы арабы стали совершать паломничество в роскошный собор в Сана, который он построил. Христиан всё равно было меньшинство даже в Химьяре; уничтожение же Мекки объединило бы против Абрахи всех арабов.
Но храм был выстроен роскошный: 75 на 25 метров, мозаики с позолоченными камешками. От нее остался кусок стены в два метра высотой и десяток метров длиною...
Были христианами и царица Хирты (север Аравии - "персидские" арабы) Хинд со своим сыном царём Амром ибн Мундаром (правил с 554 года). В 562 году договор Юстиниана с Ираном предусматривал свободу вероисповедания для христиан Ирана (включая и Хирт), однако - без свободы проповеди Евангелия. Впрочем, арабы Хирты не становились автоматически христианами вслед за своими вождями. Последний из правителей Хирты Нааман ибн Мундар принял христианство в 590-е годы: его крестил несторианский патриарх Ишояб, бежавший от немилости иранского шаха Хосрова именно к арабам. В Византии это рассматривали как победу христианства (хотя вообще-то несториан ненавидели), и летописец сообщал, что «Нааман, филарх враждебных скинитов, проклятый и нечестивый язычник, который собственноручно
людей заклал своим демонам, принял святое крещение. Сделанную всю из золота
[статую] Афродиты он в огне расплавил и роздал бедным". "Афродита" - это арабская богиня Узза, которой действительно приносили в жертву людей ещё и в эту эпоху. Бывало, что и сотни пленных убивали в жертву Уззе.
В этнических распрях между "мелкитами" ("мелик" - "царь"), сторонниками Византии и Халкидонского собора, сирийцами и иранцами - сторонниками патриарха Нестория, египтянами и эфиопами - сторонниками Кирилла Александрийского, арабы северные тяготели к несторианству (хотя бы потому, что в Иране несториан терпели, а мелкитов - нет), а южные - к монофизитству. То, что ныне энтузиастами "православной неопатристики" называется "золотым веком святоотеческой письменности" было железным веком безбожной воинственности - правда, с богословскими лозунгами. Какими были эти споры в действительности, видно из рассказа историка Федора Чтеца о том, как арабский шейх Аламундар, крестившийся у "дуофизитов" - византийцев, спорил с "монофизитами". Он заявил им, что получил известие о смерти архангела Михаила. Те возразили: мол, ангелы не умирают, а шейх в ответ: так и Бог умереть не может, а по вашему выходит, что умер. Логика тут такая: монофизиты исповедуют во Христе "одну природу", а православные - две, из которых одна смертная, человеческая, а другая бессмертная, божественная. На кресте умирает человеческая природа, а не божественная. Всё очень стройно и логично - до тех пор, пока не начнёшь изучать богословие, а не проповедовать богословие.