ИСИДОР (Isidorus) СЕВИЛЬСКИЙ
Его: История готов. История
вандалов. История свевов.
Cм. Испания.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ИСИДОР (Isidorus) СЕВИЛЬСКИЙ, архиеп. (570-636), исп. богослов, ученый-энциклопедист.
Род. в Севилье, в семье выходцев из лат. Африки. С юности воспитывался и учился
в монастыре; ок. 589 принял постриг и вскоре (ок.600) стал преемником своего брата,
архиеп.Севильского. В этот период вестготское королевство Испании отошло от арианства
и приняло ортодокс. церк. учение. И. ставил перед собой задачу укрепить связь
вестготов с традицией антич. христианства (в т.ч. с наследием св. Отцов). Ему
удалось собрать в своих книгах множество историч., естественно-научных и др. сведений,
сохранившихся от римской культуры. Кроме «Истории готских царей», «Летописи» и
энциклопедич. труда «Этимология», И. написал ряд библ. сочинений. Среди них: «О
жизни и смерти отцов» (обзор свящ. истории), «Некоторые аллегории Свящ.Писания»,
«Вопросы на Ветхий Завет» (сб. коммент., заимствованных у св.Отцов), «О евангельских
именах» (аллегорич. толкование) и др. Все они были компилятивными, самостоят.
значения не имели, но роль свою выполнили: донесли до «варваров» основы святоотеч.
понимания Библии. И. был канонизирован Католич. Церковью в 16 в., а в 18 в. признан
учителем Церкви.
u M i g n e, PL, t.81-84; Romanobarbarica, 1984; рус. пер. фрагментов см. в
сб.: Памятники ср.-век. лат. литературы IV-IX веков, М., 1970, с.196-204.
l У к о л о в а В.И., Античное наследие и культура раннего Средневековья, М.,
1989; НЭС, т.19; ПБЭ, т.5, с.1061-65; H u m b e r t A., Isidore of Sevile, NCE,
v.7.
Allen, Kristen Leigh. Sicut scintilla ignis in medio maris: Theological Despair in the Works of Isidore of Seville, Hrotsvit of Gandersheim and Dante Alighieri. Doctor of Philosophy, 2009. 295 pp.
Исидор Севильский (ок. 560 - 636). Отец Исидора Севериан был, видимо, римлянином,
но служил при дворе визиготских королей. Двое братьев Исидора — Леандр и Фульгенций
— почитаются святыми, как и сестра Флорентина. Впрочем, святость не снимает проблем,
а часто их и создает. Леандр, бывший намного старше Исидора, занимался его воспитанием
и делал это довольно сурово. Исидор в конце концов убежал из дому, подальше от
упреков и зубрежки, казавшейся неподъемной. Оказавшись на свободе, мальчик присел
посмотреть на то, как равномерно падающие капли выбивают в камне лунку. И вдруг
ему пришло в голову, что человек должен походить на эти капли, так же сосредоточенно
бить в одну цель. Исидор вернулся домой, полный решимости продолжать учение. Леандр,
однако, принял меры, чтобы мальчик впредь физически не мог убежать. После смерти
брата, бывшего епископом Севильи, Исидор стал его преемником и возглавлял кафедру
37 лет, завершив обращение визиготов из арианства в католичество. Он прославился
как один из самых ученых людей своей эпохи, и на соборах его даже сажали выше
архиепископа Толедо, исключительно в силу его личных заслуг. По настоянию Исидора
в каждой епархии Испании организовали школу при епископском соборе, причем круг
предметов включал в себя греческий, свободные искусства, медицину, право, изучение
Аристотеля. Епископ составил знаменитую в Средние века энциклопедию “Этимологии”
(“Истоки”), словарь синонимов, трактаты по астрономии, географии, сборник биографий
великих людей, историю готов. До самой смерти в возрасте почти 80 лет он не оставлял
аскетических подвигов, а в последние полгода жизни стал раздавать милостыню так
щедро, что день и ночь в доме толпились бедняки со всей страны. Acta Sanctorum,
апрель, т. 1. Sйjournй P. St Isidore de Sйville. 1929. Память 4 апреля.
|