\
Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

СЛОВАРЬ СВЯТЫХ

Мученики канадские (1642-1649). Европейцы (точнее, французы) начали колонизацию Канады в XVI веке, и частью этой колонизации была попытка христианизировать индейцев. Европейцы тем активнее проповедовали Евангелие другим народам, чем дальше сама европейская цивилизация в целом и европейцы по отдельности отходили от христианства. Это было признаком не столько какого-то психологического парадокса или нездоровья, сколько того, что христиане Европы разделяли общий дух своей цивилизации, дух уникальный в мировой истории и заключавшийся в попытке продвинуть вперед и свою, и чужую жизнь, существование всего человечества в соответствие с тем или иным идеалом, не обязательно христианским, но обязательно прогрессивным. Европейцы одинаково свысока смотрели и на сложнейшую и утонченную цивилизацию Японии, и на “примитивную” цивилизацию индейцев, потому что у тех не было этой веры в общемировой прогресс и себя в качестве лидеров его. Благодетельствуемые народы отвечали европейцам таким же бешеным сопротивлением, каким европейцы встречали арабов, гуннов, венгров и монголов. Но если японцы смогли защититься, индейцы проиграли — превосходство европейцев в военной технике было слишком велико. Не помогли даже распри между самими европейцами (за Канаду боролись англичане и французы), поскольку и среди самих индейцев шла междоусобица (ирокезов и гуронов, ставших союзниками соответственно Англии и Франции). Основавший в 1608 году Квебек Сэмюэль Шампле с самого начала пригласил к себе иезуитов. В 1615 г. сюда прибыли Жан (Иоанн) де Бребеф и Шарль (Карл) Лалеман. Они поселились сперва среди алгонкинов, потом среди гуронов, выучили язык, мучались страшно, но успеха их проповедь не имела, а через несколько лет им пришлось вернуться во Францию: англичане захватили контроль над Канадой в свои руки. Им удалось вернуться в 1633 году, когда французское правительство сумело дать отпор английскому; руководителем миссии стал иезуит отец Лежен. Он в юности был протестантом и видел в индейцах таких же приверженцев ложной религии, каким был некогда сам, действовал с соответствующим пылом. Лежен, чтобы привлечь пожертвования на миссию из Европы, первым организовал нечто вроде кампании в печати: стал печатать гравюры с изображением сцен индейской жизни, собственных путешествий, сопровождая их яркими очерками о жизни миссионеров среди столь необычных людей. Эти “Иезуитские реляции”, как их стали называть, стали очень популярны в Европе: кто-то жалел индейцев и посылал деньги на их обращение, кто-то мечтательно видел в индейской жизни идеал первоначальной чистоты и мудрости человечества. Эмиграция из Европы в Канаду увеличилась, росло и число миссионеров. В 1632 г. приехал иезуит Антуан Даниэль, как и Бребеф, нормандец. На этот раз гуроны отнеслись к священникам гостеприимнее и разрешили жить с собою. Особенно им понравилось, что Бребеф освоил их язык. Жизнь с индейцами казалась французам ужасно неудобной, но они героически терпели все материальные трудности. Однако, неспособность понять духовный мир индейцев оказалась почти абсолютной. Судя по письмам Бребефа, священники просто приписывали гуронам собственные представления о религиозной жизни (характерные для всех европейцев того времени), считая, что религия сводится для индейцев к страху. Соответственно они и проповедовали, делая акцент на том, что следует бояться вечных адских мук. Еще опаснее — для жизни миссионеров, прежде всего — оказывалось и несомненное сходство в религиозных воззрениях “дикарей” и “цивилизованных французов”, одинаково связывавших истинность веры с ее действенностью. Во время засухи Бребеф заявил индейцам, что будет молиться о дожде, и был счастлив, когда к концу объявленного им срока дождь пошел. Впрочем, большого числа обращений это не вызвало, потому что действенность религии была для индейцев (как и для европейцев) второстепенным обстоятельством по сравнению с ее исконностью. Во всяком случае, благоразумия иезуитов хватило на то, чтобы не совершать обряд крещения по первой же просьбе, — было уже известно, что многие считают возможным, приняв крещение, не оставить и языческих взглядов и обычаев. Поэтому крестили в основном умирающих, которых, правда, было всегда много. В 1636 г. в Канаду прибыли еще несколько иезуитов, в том числе Исаак Жоге и Шарль Гарнье (обоим было под тридцать). Однако, на следующий год объединенный совет вождей гуронов постановил избавиться от миссионеров. Смерти им удалось избежать, но пришлось покинуть поселение гуронов и жить отдельным лагерем — всего лишь через год после того, как Бребеф с удовольствием писал об успешном крещении двухсот индейцев. В последующие годы редко крестили больше шестидесяти человек в год. Зато в новом поселке все было “по-христиански”: церковь, кладбище. В 1642 г. ирокезы захватили в плен двух миссионеров, Жоге и Рене Гупиля. Убит был, однако, только Рене Гупиль (29 сентября 1642 г.) — за то, что он осенил крестным знамением нескольких ребят. Изувеченному Жоге помог бежать один голландец, и его переправили в Европу, где на священника глядели с почтительным изумлением, словно на воскресшего первохристианского мученика. Папа Урбан VIII даже разрешил ему служить мессу (каноны воспрещают делать это человеку с физическими недостатками, а после индейских пыток у Жоге были изувечены все пальцы). В 1644 году, однако, Исаак Жоге вернулся в “Новую Францию”. Здесь 18 октября он и (на следующий день) Габриэль Лаланд, сотрудник миссии из мирян, как и Гупиль, были убиты могауками. Но работа миссии, тем не менее, расширялась, к концу 1640-х гг. тут уже работало две дюжины священников. Но одновременно становилась все более ожесточенной война гуронов и французов против ирокезов и англичан. 4 июля 1648 г. ирокезы напали на поселок гуронов в Теанаустайе и вырезали всех, в том числе убили священника Антуана Даниэля. Во время резни Даниэль метался среди гуронов и торопливо крестил тех из них, кого давно уже готовил к крещению — повторяя слова крещения и разбрызгивая воду платком. Еще через год, 16 марта 1649 г. ирокезы добрались до поселка, где был штаб миссии и где жили Жан де Бребеф и Габриэль Лалеман. После страшных пыток огнем и железом их облили кипятком, издеваясь над столь дорогим для жертв обрядом крещения. Несколько недель спустя был убит живший в поселке индейцев-тобакко отец Карл Гарнье, а последним погиб отец Ноэль Шабанель, которого убил не ирокез, а гурон, причем крещеный гурон, решивший вернуться к вере отцов и отметить это каким-нибудь подвигом в защиту древней веры. Канон. 1930. Butler, 26.9; J.Wynne. The Jesuit Martyrs of North America. 1925; E.J.Devine. The Jesuit Martyrs of Canada. 1925; H.Fouqueray. Martyrs du Canada. 1930. Память 26 сентября (и16 марта среди иезуитов).

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова