Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

С Л О В А Р Ь
С В Я Т Ы Х

 

Евгений Зёрнов (18.1.1877, Москва - 20.9.1937, Карагандинский концлагерь). Сын московского дьякона Алексея Семёновича Зернова и его жены Любови Петровны. Зёрнов относился к числу "академического монашества", которое часто упрекали в карьеризме: отказывались от брака лишь для того, чтобы стать архиереем и помыкать другими. В 1900 г. он принял монашество и стал диаконом, в 1902 г. он закончил Московскую Духовную Академию, на Благовещенье был поставлен во священники и послан преподавать в Черниговскую семинарию. Уже через два года он - инспектор семинарии, а в 1906 г. - ректор Иркутской духовной семинарии. Даже учёный монах в таком раннем возрасте мог попасть на столь высокий пост лишь во время кризиса: семинаристы оказались в рядах первых антиправительственных бунтовщиков. Зёрнов сумел восстановить порядок, не прибегая к помощи полиции. 20.1.1913 г. в Иркутске еп. Серафим Мещеряков поставил его в викарные епископы своей епархии с титулом "Киренский". Год спустя, 7 ноября, он был сделан самостоятельным епископом - Приамурским и Благовещенским. На Успение в 1923-м году Зёрнов был арестован, доставлен в Москву, но вскоре выпущен на свободу до окончания следствия. Патриарх Тихон возвёл его в сан архиепископа, сделал членом Синода, но уже через месяц Зёрнова отправили на три года на Соловки. Затем на три года его отправили в Коми. Когда, наконец, он оказался на свободе в 1931 году, митр. Сергий Страгородский назначил его сперва в Вятку (Зёрнов жил в Котельничах под Вяткой), а 16.5.1934 - митрополитом в Нижний. Тут его и арестовали в последний раз сразу после Пасхальной службы. Пасха совпала с Первомаем, и в том, что митр. Евгений посмел открыто ехать домой в рясе и клобусе усмотрели оскорбление чувств советских людей. Говорили, что его советовали не высовываться, на что он ответил: "Чего бояться? Бога надо бояться". Однако, смелость оказалась запоздалой. Зёрнова на три года отправили на каторгу за "антисоветскую пропаганду" и за то, что он устроил богослужение на Пасху исключительно "с целью отвлечения населения от участия в торжественной демонстрации". Может быть, тогда митрополит Евгений вспомнил, что митр. Сергий Страгородский, которого он поддерживал, публично оправдывал советскую власть: мол, она сажает духовенство не за веру, а за политику. Обвинения в адрес митрополита кажутся комическими. Он говорил в проповеди: «Кто из нас, возлюбленные, не отягчен или не обременен? Мы хотим добиться счастья своей силой, своими средствами, без Божией помощи, поэтому нам и тяжело» - а это истолковывали как хулу на социализм, при котором всем легко.В концлагере на Зёрнова вновь завели дело - вменяли ему в вину даже то, что он в письмах подписался "митрополит", "чем находящимся на воле знакомым о себе говорил, что он на звание митрополита якобы имеет право и находясь в лагере". Большевики не столько хотели уничтожить Церковь, сколько добиться её полного подчинения, чтобы даже церковные звания были действительны лишь до тех пор, пока их признаёт их власть. Этим они продолжали дореволюционную традицию, когда царская власть не признавала духовенства старообрядческого, и нео-советскую традицию, когда вновь часто всех верующих, не подчинявшихся правительству, клеймили как самозванцев, мошенников и раскольников. Вместе с ним расстреляли иг. Николая Ащепьева, иг. Евгения Выжву, иером. Пахомия Ионова и свящ. Стефана Крейдича. Канон. МП 2000. Память 7/20 сентября, 9/22 августа в соборе Соловецких святых и в соборе новомучеников.

*

Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т.3.
С.101-102:

Евгений (Зернов Семен), митрополит Горьковский.
Родился в 1877 году в семье диакона Московской епархии.
В 1898 году окончил Московскую семинарию.
В 1902 году Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, где в 1900 году принял монашество и рукоположен во иеродиакона.
25 марта 1902 г. рукоположен в сан иеромонаха и по окончании академии назначен преподавателем Черниговской духовной семинарии. В Чернигове он, как преподаватель раскола, усердно изучал сектантство, результатом чего явился особый доклад о мерах борьбы с ним. За этот доклад он удостоился благодарности епархиального начальства.
В 1904 году - инспектор той же семинарии.
В 1906 году возведен в сан архимандрита и определен ректором Иркутской духовной семинарии. В Иркутске, кроме обязанностей ректора семинарии выполнял сложные обязанности председателя епархиального училищного совета: был членом миссионерского комитета, членом Географического общества, братства во имя св. Иннокентия и редактором “Епархиальных Ведомостей”.
Миссионер.
В 1909 году - член комиссии по освидетельствованию останков святителя Софрония Иркутского.
20 января 1913 г. хиротонисан во епископа Киренского, викария Иркутской епархии. Хиротония состоялась в г. Иркутске в кафедральном соборе. Чин хиротонии совершали: Серафим, архиепископ Иркутский и Верхоленский, Мефодий, епископ Томский и Алтайский, Иоанн, епископ Забайкальский и Нерчинский.
11 июля 1914 г. - епископ Приамурский и Благовещенский.
Евгений (Зернов) был двенадцатым епископом Приамурским и Благовещенским. Он был переведен на эту кафедру 11 июня 1914 года. Здесь ему пришлось пережить все послереволюционные события.
30 ноября 1923 г. возведен в сан архиепископа. В том же году его арестовали, отправили этапом в Москву и сослали на Соловки. Владыка пробыл на Соловках три года, затем был отправлен в ссылку в Зырянский край. В 1929 году он получил освобождение с ограничением в правах.
13 августа 1930 г. назначен архиепископом Белгородским - назначение отменено.
С 1931 года - архиепископ Котельнический, викарий Вятской епархии.
3 апреля 1931 г. награжден правом ношения креста на клобуке.
С 8 сентября 1933 г. - архиепископ Вятский и Слободской.
С 3 мая 1934 г. - митрополит Горьковский. Вскоре был снова арестован.
В 1935 году епархией не управлял.
Скончался митрополит Евгений 12 ноября 1935 года в заключении.
Высокообразованный богослов, он был глубоко мудр, всегда тактичен и спокоен. Богослужения его отличались величием, покоем и благоговением.

Труды:
Речь при наречении его во епископа Киренского. “Приб. к Церк. Вед.” 1913, № 7-8, с. 347.

Литература:
“Церк. Вед.” 1913, № 3, с. 11, № 20, с. 294-295, 1914, № 29, с. 340, 1918, № 19-20, с. 111.
“ЖМП” 1931, № 2, с. 7, № 5, с. 3, 1932, № 11-12, с. 2, 1933, № 14-15, с. 4.
“Русск. Паломн.” 1913, № 12, с. 189, 192.
“Изв. Каз. Еп.” 1914, № 30, с. 913.
“Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год”, с. 288-289.
Проток. зас. сов. Каз. Д.А. за 1912 г., с. 37.
ФПС I, № 48, с. 2, II, с. 1, IV, с. 3, V, № 73.
ФАМ I, № 97, с. 8.
“Приб. к “ЦВ” 1913, № 7-8, с. 357, 1914, № 29, с. 1308.
M. Pol’skij, Novye muceniki I, 165-167; 11, 281.
Regel’son 452, 533, 543, 553.
Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte II, 147.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова