Богочеловеческая комедия - Вера.
СПЕРВА ХРИСТОС, А БОЕВЫЕ САМОЛЁТЫ ПОТОМ…
В современной Америке «баптист» и «милитарист» - синонимы. Главная баптистская организация – Конвенция Баптистов Юга – горячо поддержала вторжение в Ирак 2003 года как «международную антитеррористическую кммпанию».
Точно так же в мае 1915 года представители 2 744 000 баптистов Юга приняли резолюцию в поддержку участия США в Первой мировой войне, пообещав отдать для победы «собственность, жизнь и священную честь».
На самом деле, всё-таки не 2 744 000, а на пару сотен меньше. Резолюцию принимали на съезде в Новом Орлеане, причём без голосования – потому что, как сказал председатель «я не могу себе представить, кто бы выступил против». А вот нашёлся!
Против войны выступил 60-летний пастор Джозеф Тейлор. На первый взгляд, абсолютно стандартный баптист – консерватор, против модернизма, теории эволюции (во время Обезьяньего процесса 1926 года выступил отдельную книгу против Дарвина), даже креационизм для него был «опасной чушью».
Правда, Тейлор доводил консерватизм чуть дальше, чем было принято. Он был противником того, чтобы государство запрещало торговлю по воскресеньям – мол, сами должны соблюдать заповеди. Это ещё четверть беды. Он был противником такого общепринятого на Юге США насилия как линчевание афроамериканцев, и это полбеды. Так он ещё был и противником смертной казни и войны, и это – целая беда, но до весны 1915 года это был академический вопрос.
Тейлор осмелился выступить на съезде с публичным протестом – во-первых, против нарушения регламента, вообще против обсуждения светских вопросов, во-вторых, по сути:
«На землю сошёл дух, который поверг нации, считавшие себя авангардов цивилизации, в беспрецедентную по разрушительности и беспощадности войну … посему мы принимаем резолюции, согласно которой … мы подтверждает нашу веру в истинность Нагорной проповеди и нашу уверенность в безошибочную мудрость Того, Кто учит нас любить наших врагов».
Из полутора тысяч делегатов его поддержали 112 человек.
Тейлор вернулся в Саванну, где был пастором и тут продолжал проповедовать, что недопустимо христианам «формально участвовать в этой кровавой оргии».
За три дня до переворота, устроенного Лениным в Петрограде, баптисты в Саванне устроили переворот у себя. Тейлора уволили. Тот заявил на прощание, что не согласен с тем, что пацифист – значит не патриот: «Я уверен, что когда-нибудь слово «пацифист» будет популярнее, чем сегодня».
«Когда-нибудь» наступило только после войны, в 1921 году, когда Тейлора (уже работавшего пасторов в другой общине) выбрали вице-президентов Конвенции баптистов Юга. На съезде этого года поддержали участие США в конференции по разоружению.
Угар развеялся, но, конечно, ненадолго. К счастью, осталась книга «Бог войны», которую Тейлор опубликовал в 1921 году. Тейлор живописал милитаризм как явления языческое – в чём был несколько неправ, потому что и в язычестве не только войну обожествляли, мир тоже ценили, слава Богу. Тем не менее, для баптистов, конечно, было неприятно чувствовать себя в одной лодке – точнее, в одном эсминце – с идейными противниками. Сильнее была критика милитаристской психологии как веры в то, что армия делает человека лучше, делает мальчика мужчиной и т.п.:
«Общестенное мнение так извращено, что считает любого военного имеющим достаточную квалификацию для любой государственной должности».
Война развращает душу, война есть разновидность похоти, подобной сексуальной (для 1921 года утверждение такого рода – почти сенсация). Специально для баптистов Тейлор написал главу о войне в Библии – мол, не надо равнять себя с Авраамом, Моисеем, Иисусом Навином, надо же сохранять чувство пропорций и реальности. Напомнил Тейлор о том, как во втором столетии Цельс обвинял христиан в отсутствии патриотизма, напомнил об антивоенных текстах Отцов Церкви. Конечно, главное для него – Христос, который не прибегал же к насилию для осуществления Своей цели. В Евангелии есть персонаж, который готов пойти за Христом, только вот хочет сбегать похоронить отца – и Тейлор сравнивает христианина-милитариста с таким персонажем: «Господи, я последую з аТобою, но сперва разреши мне пойти и убить моих гнусных врагов ядовитыми газами, сокрушить их снарядами и расстрелять из пулемётов, отправить их в ад, чтобы защитить демократию на Земле».
В 1924 году в Атланте баптистский съезд вырабатывал новое исповедание веры. Тейлор добился включения в текст трёх фраз против войны. Последняя звучала так:
«Мы призываем христиан всего мира молиться о том, чтобы правил Князь Мира, и сопротивляться всему, что может вызвать войну».
В 1930 году Тейлор умер.
Во время Второй мировой войны баптисты Юга ни единой резолюцией не поддержали участие США в боевых действиях. В 1944 году Конвенция дошла до того, что вместо добрых слов в адрес армии поддержали тех баптистов, которые отказывались от военной службы (были такие – их отправляли работать в специальные трудовые лагеря).
В 1964 году очередной съезд баптистов вычеркнул его фразу из своего исповедания веры. Ну как же, борьба с коммунистической угрозой! Однако, во время войны во Вьетнаме Конвенция не поддерживала армию, а поддерживала отказывавшихся воевать.
Всё изменилось в 1991 году, когда США впервые отправили войска в Ирак. Баптисты поддержали вторжение. Так что дело не в трагедии 11 сентября 2001 года.
В 2004 году съезд Конвенции постановил: «Мы выражаем нашу гордость армией США и всеми силами поддерживаем её».
Президент Буш высоко оценил поддержку эту поддержку – он о ней часто упоминал. А как войну оценивает Бог, интересно далеко не всем баптистам.
См.: Vance, Laurence. What Happened to the Southern Baptists? // 13 августа 2007. https://www.lewrockwell.com/2007/08/laurence-m-vance/the-decline-and-fall-of-the-southern-baptists/. Он же автор очерка о Тейлоре, 2015 года.