XX ВЕК: ОДИН ИЗ УРОКОВ ОСВЕНЦИМА
См. отдельный очерк об Освенциме как городе. Cм. Шоа.
В Освенциме погибли очень разные люди, разные и выжили. Например, выжил украинец, один из помощников Степана Бандеры (за что и сидел) Пётр Мирчук. Вот его фотография в Освенциме:
В 1981 году он ездил в Израиль, пытаясь понять, почему евреи не увековечивают в мемориале "Яд Вашем" памяти митрополита Андрея Шептицкого. Евреи объясняли: готовы увековечить память графа Шептицкого, но не митрополита Шептицкого, спасала ведь не Церковь, а личность. Мирчук возражал: но ведь по распоряжению митрополита евреев прятали в подвалах церковных зданий и прятали подчинённые митрополита, а не личные его друзья.
Кстати, в русской антиукраинской пропаганде любят попрекать Шептицкого тем, что он писал официальные приветствия германской армии, приглашал её офицеров к себе на официальные обеды. Что в подвалах дома, где были эти обеды, прятали евреев, русская пропаганда умалчивала и умалчивает. Подвалы наших архиереев, которые тоже потчивали обедами разных сомнительных персонажей, пустовали...
Мирчук был антисемитом - бытовым, довольно безобидным. Погибший в том же Освенциме поляк Максимилиан Колбе был антисемитом куда более крепким, убеждённым в том, что все неприятности Церкви, все беды современности - от жидо-масонов. Такой антисемитизм был характерен в начале ХХ века для всех католиков Европы, для многих характерен и сегодня.
Мирчук считал, что украинцы никогда не громили евреев, что это делали русские казаки, поэтому во время погромов кричали "Бей жидов, спасай Россию", а не "спасай Украину". Полагал, что вся американская пресса в руках евреев.
Понятно, что для евреев узник Освенцима - украинец и антисемит - был весьма досадной фигурой. Конечно, объяснение имелось: мол, в Освенциме привозили многих, но только евреев привозили на смерть лишь потому, что они были евреи (при этом забывают про цыган, но про цыган всё время забывают). Вот Мирчука посадили не как украинца, а как активного сторонника свободы Украины, в том числе, свободы Украины от немецкой власти. Значит, за дело посадили?
Только ведь "национальность" - это категория, такая же, как "противник немецкой власти". Только евреев убивали за то, что они евреи. Но ведь польскую интеллигенцию (включая, что дляр русских не очень понятно, священников и офицеров) убивали за то, что она - интеллигенция. В конце концов, убийцу казнят (где казнят) только за то, что он - убийца, принадлежит к определённой категории людей. Никто не казнит Петра Ивановича Сидорова за то, что он Пётр Иванович Сидоров. Человек как человек ни в какую категорию не входит. Осторожно: если увидеть во враге человека - единственного и неповторимого живого человека, живого как котёнок, уникального как щенок - тогда убить его станет невозможно. Убивают всегда за принадлежность к группе - группе "подонков", группе "врагов", группе "арабов", "шахидов", "террористов" и т.п. И убивают - "казнят" - потому что выступают от имени группы, растворяются в безликости.
Коллективистская психология спрашивает, как возможно богословие после Освенцима, как возможна жизнь после Освенцима и т.п. Да только после Освенцима и возможно жить, потому что жизнь - не групповое явление, а уникальное. Освенцим был преступлением безликости, чтобы Освенцим не повторился, надо быть уникальным человеком, ни к какой группе не сводимым, и так же относиться к другим людям, хотят они того или нет. Человечество слишком долго было волной, эти волны гасили друг друга - пора людям стать частицами. Если поезд потерпел крушение, ужасно не то, что в нём погибли женщины и дети, евреи и русские, а то, что в нём погибло сколько-то уникальных и неповторимых людей. Дай, Боже, чтобы скорее стало неприличным не только показывать на другого пальцем или показывать другому палец, но и обозначать другого через цвет кожи, национальность, возраст, пол и так далее. А кто чувствует себя неуютно, если он лишен звания, чина, кто не понимает, кто он есть, коли он уже не статский советник, что ж... Лучше неуютно жить, чем уютно покоиться мёртвым в газовой камере за то, что тебя причислили к определённой категории.