1980-е гг.
*
См. Феликс Светов.
*
К числу проектов, которые безусловно финансировались Лубянкой, следует отнести издание «самиздатского» журнала «Слово». Вышло 4 номера. Журнал печатался на ксероксе, очень качественно, переплетался. Открыто указывался адрес «редакции» - Т.Н.Кожевниковой. Первый номер открывался проповедью священника с «диссидентской» репутацией – П.Адельгейма, однако сразу затем шла передовица о том, что на встрече Горбачёва с патриархом 29 апреля 1988 г. «были заново сформулированы и обоснованы принципы диалога Церкви и Государства в условиях курса на демократизацию» (1, 7). Журнал наполнен антидиссидентской риторикой – особенно досталось оо. Глебу Якунину, Николаю Гайнову за призыв к патр. Пимену уйти на покой от Ф.Карелина. Карелин позаботился лишить Якунина славы одного из авторов письма 1965 года: «Священник Глеб Якунин «Открытое письмо» не писал. Он торопился подписать бумагу, наскоро составленную А.Э.Левитиным» (1, 68).
Лидер журнала – С.Маркус, ведущие авторы – Карелин, В.Капитанчук. С.Маркус поносит о. Глеба Якунина, А.Огородникова, В.Пореша и др. православных диссидентов за политизирование: «Так куда же пошли наши полухиппи-полунигилисты, оказавшись на пороге Церкви, и расстались ли они в душе с нигилизмом?» (I, 75). В.Ибрагимов поносит Л.Регельсона за то, что он, покаявшись перед КГБ, зачем-то пытается примириться и с бывшими единомышленниками.
В журнале уже представлен в сжатом виде весь комплекс «православизма» 1990-х годов. А.Кураев, ещё студент духовной академии, (в перепечатке из «Московских новостей») приветствует наступление религиозной свободы и созыв Поместного собора с участием мирян (пройдёт 18 лет, и он будет приветствовать расставание с Поместным собором и отстранение мирян от соборной жизни Церкви).
Экуменизм вместо Кураева критикует пока В.Ибрагимов (III, 114-123). Михаил Саяпин полемизирует с теми, кто недоверчиво относится к благожелательному отношению государства к Церкви: «Если недоброжелательство в прошлом не смогло лишить нас благости, то как может его лишить доброжелательность в настоящем?» (IV, 6). Саяпин подчёркивал, что Горбачёв – генсек партии, а не глава государства или правительства. Совершенно замечательно слова ап. Павла «бегите, чтобы получить!» (1 Кор 9, 24) превращены в призыв бежать в Кремль за льготами.
До комичного послушное следование правительственному курсу – даже статья против алкоголизма (III, 76-87). Изъявление радости по поводу того, что можно заводить отдельные счета при обществах охраны памятников и при комсомольских организациях, жертвовать деньги на восстановление храмов, участвовать в их реставрации.
Статьи об о. Серафиме Роузе. Обильные нападки на иноверцев: свящ. Лев Лебедев против оккультизма (в т.ч. против «теософской мистики Вл.Соловьёва) и масонства, причём защищает он православие совместно с атеистом, «советским писателем» Александром Гангнусом (III, 57-58), отдельно фельетоны против Вивекананды и кришнаитов, только в роли А.Дворкина выступает Евгений Лернер, попавший в тот же концлагерь, что и Маркус, именно за то, что был кришнаитом (III, 66-76). Лернер позднее уехал в США в 1995 г. и стал там программистом, Дворкин из США в Россию приехал. Статьи против электронных кодов, якобы содержащих число 666. Из святых отцов – Игнатий Брянчанинов. Главный монастырь – Оптина. Уже критика высшей иерархии «радикалами»: общество «Память» возмущается тем, что митр. Алексий Ридигер побоялся возрождать традицию служить благодарстввенный молебен на Рождество по случаю победы над Наполеоном: «малейшее проявление патриотизма и преданности национальным традициям глумливо клеймится как шовинизм. … Ваша чёрная машина тихо отъезала от собора» (IV, 114).
Сам же будущий патриарх в беседе с А.Нежным говорит о том, что хорошо бы «у родителей было право приглашать священнослужителей на дом – учить детей началам религии» (перепечатка из «Дружбы народов» 1988, №6, с. 209). Ридигер почему-то ещё просит того, что абсолютно не было запрещено: «В полном согласии с осуществляемой ныне перестройкой общественной жизни были бы, скажем, беседы священника в храме, в которых он разъяснял бы основы православной веры, те или иные стороны богослужения». Такие беседы не были запрещены никогда, их безнаказанно проводили разные священники.
Лев Лебедев из «послушника» патр. Алексия стал ярым его врагом, уехал в США, тут и скончался «в расколе». Маркус стал мусульманином в 2000 г.
Маркус и Лернер, сломанные арестом и приговор, уже тогда позиционировали себя как «правый берег». Иуда, видимо, тоже считал себя правым и Христа – «леваком».
*
В 1990-е годы некоторые деятели МП, оправдывая свои контакты с КГБ во время учёбы в семинарии, утверждали, что контакты эти были формальными и безобидными. А вот свидетельство иг. Дионисия Рыбчинского о том, что "общим настроением" в Московской семинарии, куда он поступил в 1979 г., было такое: "Тогда ребята жили замкнуто, боялись КГБ. Существовала даже такая семинарская молитва: "Господи, избави меня от друзей, а от врагов я сам избавлюсь" (Дар любви. М.: Русский хронограф, 2005. С. 22).
*
На Запад поступили сведения о событиях, приведших к аресту группы православных христиан в Москве в апреле текущего года (Сергей Бударов, Владимир Бударов, Виктор Бурдюг, Александр Сидоров и Николай Блохин).
Согласно этим сведениям, арестованные участвовали в размножении и распространении молитвенников и прочей религиозной литературы. Размноженная при помощи копировальной техники эта литература затем продавалась преимущественно при храмах, по ценам намного ниже цен на аналогичные издания московской патриархии. Вырученные деньги направлялись на помощь нуждающимся православным семьям - в первую очередь тем, у кого члены семьи находятся в заключении за религиозную деятельность. ...
("Русская Мысль" Париж 22 июля 1982 года)
Экономцев И. Записки провинциального священника. М.: Эксмо, 2004. С. 482
В слегка беллетризованной форме автор критикует (1) патриарха Пимена и его понтификат как "позорнейший" (2) сотрудничество епархиальной церковной номенклатуры с чекистами (3) "инославие, ереси" - с которыми должны бороться священники "с высоким интеллектом, не скомпрометировавшие себя компромиссами", (4) "никодимовцев", которые усвоили конформизм Ротова и гибкость, "но, как всякие эпигоны, лишённые широты его взглядов", (5) "нетерпимых фанатиков и демагогов", которые могут прийти к власти в Церкви - и тогда "в Церкви и стране возникнет хаос".
Но более всего достаётся катакомбной церкви.
Роман не новый - 1991 года. Главный герой, хороший священник, гибнет - его убивают катакомбники совместно с чекистами.
В реальности, разумеется, всё было наоборот: катакомбников как гнали, так и гонят, чекисты как дружили с Экономцевым (попробуйте быть переводчиком при советском посольстве или сотрудником Управления делами МП, правой рукой митр. Алексия Ридигера), так и дружат. Идеал мученичества - проекция комплекса вины? Паранойя - попытка то, что совесть не велит считать нормой, превратить в ничтожный факт по сравнению с кошмаром "сатанинской секты".
Богословские воззрения Экономцева: "Храмы являются генераторами Божественной энергии и молитвенной энергии людей" (461). Герой борется с антропософией и нью-эйджем, но однократно им уступает и имеет отношение с девой, отчего рождается сын. Кается, но не женится, становится иеромонахом, занимается экзорцизмом, прозревает сквозь побелку древние фрески - с точностью до миллиметра, даёт отпор бесовским силам, прорывающимся в мир сквозь антропософов.
Книга ценна как источник по идеологии круга митр. Алексия Ридигера.
*
Анатолий Фоменко создал концепцию, согласно которой Россия и Орда были единым государством, Россия и Турция
- части прежде единой империи. Якобы только немцы выдумали оскорбительные прозвища для царевича Димитрия - "Отрепьев",
немцы наградили Пугачёва его фамилией.
*
В 1980-е годы в самиздате появился роман "Отец Арсений". Роман был хорошо написан, пользовался большой
популярностью. Роман был назван документальным повествованием. Однако, все попытки отождествить его героя с
реальным лицом, однако, заканчивались неудачей. В ряде случаев придуманность героев оказывалась несомненной
- например, один персонаж, крупный чекист Авсеенков, "списан" с Антонова-Овсеенко, хотя биографии
героев заканчиваются по-разному. Видимо, "составитель" текста свящ. Вл. Воробьёв был автором, а "документальность"
- лишь литературный приём. В издании 2000 г. (Москва, "Тихоновский институт" при приходе Воробьёва)
в послесловии Вл. Быкова (члены общины о. Сергия Мечёва) сделана неубедительная попытка засвидетельствовать
историчность "Арсения".
Николай Дмитриев в 2004 году указал на примечательные особенности
романа: в характеристиках многочисленных чекистов автор романа тщательно избегает упоминаний об их преступлениях,
подчёркивает их способность к раскаянию. Ради этой идеи автор жертвует психологической достоверностью: начальник
особого отдела концлагеря якобы рискует тайком ободрять заключённого, тоже бывшего чекиста (того самого вымышленного
Авсеенкова), обращается к заключенному священнику как к "отцу Арсению", ласково и уважительно. Сотрудник
"военной разведки" становится священником. Сотрудница ГПУ, приставленная следить за главным героем,
кается ему в этом. Следователь НКВД учит подследственную, как отвечать, чтобы ей дали меньший срок. Обращаются
к Богу и становятся священниками и другие разведчики, милиционеры и пр. Зато в качестве злейших врагов изображаются
"власовцы", карикатурными снобами изображены аристократы.
"Отец Арсений" упрекает в пытках не чекистов, а именно "белоэмигрантов", оказавшихся в
советских концлагерях. Его политическое кредо - "всегда с соввластью", как у митр. Сергия Страгородского:
"Не могу я осуждать власть нашу, потому что пали семена безверия на уже возделанную
нами же почву, а отсюда идет и все остальное, лагерь наш, страдания наши и напрасные жертсвы безвинных людей.
Однако скажу вам, что бы ни происходило в моем отечестве, я гражданин его и как иерей всегда говорил своим
духовным детям: надо защищать его и поддерживать, а что происходит сейчас в государстве, должно пройти, это
грандиозная ошибка, которая рано или поздно должна быть исправлена" (С. 79-80).
Позиция главного героя калькирована с позиции еп. Афанасия Сахарова, который полагал, что после избрания патриархом
Алексия Симанского оппозиция полугосударственной церкви уже не оправдана.
Роман Воробьёва, возможно, и не "изготовлен в КГБ", как полагал Дмитриев, но, видимо, этот текст
задолго до начала "перестройки" выразил тенденцию к глубинному и искреннему, а не только внешнему
сращиванию православной среды с советской идеологией. Переворот начинался исподтишка и вызвал оторопь у предыдущего
поколения, которое тяжело переживало компромисс с властью: о. Всеволод Шпиллер, хотя и не любил "линию
Меня", был в ужасе от того, что под его крылом выросли Воробьев и Салтыков, а те, напротив, стали изображать
себя продолжателями шпиллеровской традиции. Так и чекисты стали легитимизировать себя, изображая себя законными
продолжателями самодержавной полиции. Последующая деятельность Воробьёва и его круга последовательно продолжила
линию на сращивание двух властных структур - патриархийной и чекистской. Его "институт" одновременно
организовал (за государственный счёт и при поддержке Лубянки) сбор информации и репрессированных православных
(только патриархийных), делая их свидетелями того, что Патриархия якобы была "оппозицией" тоталитаризму,
и в то же время приход Воробьёва, в основном из образованной публики, занял последовательную позицию одобрения
"вертикали власти", создававшейся после 1991 года.
*
Аресты и обыски к 26 съезду компартии - в Ленинграде на 20 квартирах. Ощущается дефицит религиозной литературы.
1982 год, июнь - арест Сендерева (7/5), изъятие православной литературы. Его
книга о государственном антисемитизме.
К августу 1982 г. в заключении находились 162 баптиста и 41 православный, а
общее число заключенных христиан, о которых имелись сведения, достигало 393 человек.
В декабре 1982 г. за нелегальное размножение религиозной литературы средствами
малой типографии осудили на разные сроки лишения свободы пять диссидентов во главе
с В. Бурдюгом.
Апрель 1983 г. (проверить) - Крахмальникова приговорена к 5 годам.
1983 г., 20 декабря - допрос Меня. Из его частного письма: "События
действительно ужасны. И не раз бывали такими. Нам остается только верить, что
есть праведники, на которых стоит мир и которые не дадут ему погибнуть, как Содому.
Их сейчас больше, чем когда-либо. Одна мать Тереза из Индии чего стоит...".
Лето 1983 г. - письмо Вл. Русака (уволенного) ассамблее ВСЦ в Ванкувере. Рост
числа заключённых верующих. Казус пятидесятников, которым было отказано в эмиграции.
1984 г., 9 января - арест Маркуса. Арест Ел. Санниковой, 24 лет (1/5). В январе
умерли Желудков и Шпиллер. В УК срок за религиозную активность увеличен с 7 до
10 лет. Запрет посылок с предоплаченной таможенной пошлиной. Июнь 1984 г. - введение
штрафа за предоставление иностранцу ночлега. Декабрь 1984 г. - Совет возглавил
Конст. Харчев, бывший посол в Гвиане (Куроедов ушёл по возрасту).
1985 г., 23 января - арест Феликса Светова, мужа Крахмальниковой.
1985, 19 августа. Масленикова: Мень дал подписку в том, что его книги не будут
издаваться зарубежом, собирается переходить в ЛДА, решил, что более не должен
подстраиваться под прихожан. Огорчение из-за адюльтеров прихожан. У разбитого
корыта. В июне умер Эшлиман.
1986, апрель - "время грязных пасквилей в газетах, угроз, обысков, вызовов
на допросы". Еремин А. в кн. "Памяти протоиерея Александра Меня",
М., 1991. С. 47.
1986, 16 апреля: памфлет в "Труде" вышел на Крестопоклонной. Редактирует
объяснительную митр. Ювеналию (визит к митрополиту 17 апреля).
1986, 21 сентября - публикация в "Труде" против о.А. Покаяние Б.Развеева.
Публикация письма о.А.
1987, 15 февраля. "После вокресной литургии, о. Александр пригласил меня
на несколько минут в свой кабинет и вручил небольшой подарок - присланный из Бельгии,
из католического Лувенского университета, оттиск его тезисов на двух страницах.
... В память о дне подарка батюшка поставил на обложке автограф - "15/II
А" ... По тогдашним его словам, это - первый его текст времен "перестройки",
который был отправлен за рубеж по сугубо официальным каналам - через "аппарат"
Московской Патриархии".
1987, 12 июля - мемуар Маслениковой, уп. горечь о.А. - работает в "мертвой
системе" РПЦ. 13 сентября - мемуар Маслениковой об именинах. Накануне готовил
доклад для Синода, символ признания его номенклатурой. В 1988 году семитомный
труд «Словарь по библиологии» был представлен на соискание степени доктора богословия.
Отказ ученого совета ЛДА был аргументирован довольно своеобразно – ученый совет
заявил, что в истории академии ещё не было прецедента, чтобы степень доктора богословия
присуждалась за словарь.
1988, 11 мая - первое публичное выступление Меня в МИСИС. 1988, 23 июня (22
июня - понедельник, но в мемуаре Маслениковой путаница с днями недели, она считает
26 июня воскресеньем) - в ЦЭМИ на политическом вечере, где Дудко, Якунин, Борисов;
оправдывается перед митр. Ювеналием тем, что не знал, что они там будут
1988 г., середина августа, Мень: "Было у меня на той неделе важное событие,
единственное в таком роде за все годы служения. Выступал в школе, говорил со старшеклассниками
о духовных ценностях, о христианстве, о культуре. Встретили они меня на удивление
хорошо. После беседы два часа не отпускали, задавали разнообразные вопросы, в
основном серьёзные и содержательные. Идя туда, я, признаюсь, трепетал. Опыта нет.
Но всё прошло хорошо, по-моему Также оценили эту встречу и в газете “Известия”,
где об этом поместили небольшую статью (потом её передали по радио). Каково! Пять
лет назад ни один самый заядлый оптимист не смог бы предположить такое. Вот зримые
плоды нашей благословенной перестройки...".
Меня печатают только светские газеты (его письмо Колесниковой 1989 г.: "Многое
удаётся напечатать (парадоксально, что это всё светские органы)".
*
в 1981 г. Русская Православная Церковь насчитывала всего лишь 7007 приходов.
По данным Совета за 1974 г., среди священников было 1089 (или 18%) лиц с высшим
богословским образованием, в их числе — 422 кандидата богословия, 29 магистров
и 5 докторов богословия; среднее духовное образование (семинарское) имели 2375
(или 39,6%) священников, а светское высшее — 139; 2556 священников окончили среднее
общеобразовательные и средние специальные школы, а у 3299, то есть более чем у
половины, было только начальное общее образование. Среди рукополагаемых священников
около тысячи не имело богословского образования, и только часть клириков получала
его потом, обучаясь заочно. Священников моложе 40 лет — 20,3%, от 40 до 60 лет
— 31,2% и старше 60 лет — 48,5%; иными словами, средний возраст духовенства приближался
к 60.
Атеисты определяли долю верующих в 20-30%.
Боровой в проповеди в Лондоне говорил о религиозном возрождении: "Это
поколение пришло к Христу само по себе путем глубочайших раздумий и внутренних
переживаний. Это делает честь не нам... Это делает честь нашим верующим; и слава
и благодарность Господу, который распространяет Свою весть через Святого Духа
среди тех людей, которые далеки от Церкви и, казалось бы, для которых нет дороги,
ведущей туда. Но все же они пришли к Церкви многими различными путями... Это часто
заканчивается распадом семьи, принесением в жертву образования и карьеры... И
сейчас у нас есть сотни и тысячи таких конкретных жизненных примеров... Это новое
в нашей Церкви; этот процесс можно, конечно, замедлить, но никто в этом мире не
обладает властью, чтобы полностью прекратить его. Это движение началось, и оно
ускорится, так как за ним стоит харизма и могущество Господа нашего Иисуса Христа,
который видел принятие веры своим народом, который подверг свой народ испытанию
унижением, трудностями в таких условиях, что временами казалось, что еще немного
и наступит конец. Господь испытывает веру русского народа... Господь видит, как
она (Русская Церковь.— В. Ц.) преодолевает суровые испытания; Он видит, что за
эти 60 лет у нас в тысячи раз больше святых, чем на протяжении всей остальной
истории Русской Церкви, что сейчас живые святые идут по лику земли в России...
и придет время, когда Русская Церковь канонизирует тысячи новых святых" (Поспеловский.
Русская Православная Церковь. С. 373–374).
Гонения на Почаевскую лавру и использование антикатолических чувств для её
защиты:
"Архимандрит Олимпий был жестоко избит милицией на Светлой седмице 1981
г. и вскоре после этого скончался от побоев. Верующий народ стал подозревать наместника
лавры архимандрита Иакова (Панчука) в сотрудничестве с гонителями Церкви, и одна
фанатичная женщина совершила на него покушение, ударив его топором по голове.
Для того чтобы спасти Почаевскую лавру от закрытия, в "Журнале Московской
Патриархии" были опубликованы статьи об истории обители, которая в прошлом
служила форпостом православия против римско-католической экспансии. В "Журнале"
появлялись сообщения о богослужениях, которые совершали в Почаевской лавре посещавшие
ее архипастыри, в одной из статей сообщалось о постриге в лавре американского
студента-богослова. Закрытие монастыря и на этот раз, на рубеже 70–80-х гг., удалось
предотвратить".
Зародыши православизации: сектофобия
Параллельно с арестами, в конце 1982 года, решают отдать МП Данилов монастырь
(официально - 17 мая 1983 года). Восстанавливали под руководством Ридигера.
Два номера журнала "Многая лета" в 1980 и 1981 годах - Генн. Шиманов,
Карелин (антизападнический, антисемитский), идея союза РПЦ и государства. Аресты
Леонида Бородина, бывшего члена ВСХСОН и участника "Московского сборника"
(12 мая 1982 г.), и еще одного писателя-националиста - Анатолия Сенина (I5 февраля
1983 г.) - т.е. и националисты не в безопасности.
Вл. Ерохин вспоминал, что, когда в редакции "Литературной России",
где он работал, стало известно, что он верующий, его спросил парторг: "Ну
это хотя бы не секта?". Ерохин ответил: "Какая еще секта? Русская Православная
Церковь". — "Слава Богу! — облегченно выдохнул парторг" (Ерохин,
1997, 269).
17 декабря 1985 г. - письмо Ридигера Горбачёву (он еще не митрополит СПб.,
лишь с 29 июля 1986). Антизападнические нотки (против общества потреблений), националистические
(сильная Россия). "Русская Православная Церковь живет одними интересами с
нашим народом... Происходящие сейчас в нашей стране изменения находят широкий
отклик среди православных верующих и православного духовенства. Деловой и реалистический
подход к существующим проблемам, отказ от пустой фразеологии и прожектерства —
это веление времени. Если мы хотим сделать нашу Родину сильной и процветающей
и таковой передать ее будущим поколениям,— мы должны действовать только таким
образом. Глубоко импонируют нам и Ваши слова о том, что целью социально-экономических
преобразований в нашей стране является создание не "общества потребления",
а такого общества, которое обеспечило бы всестороннее духовное развитие человеческой
личности — не человек ради материальных благ, а материальные блага для человека".
"Не вдаваясь в детали, которые требуют обдумывания, разработки, могу сказать,
что основные направления нашего сотрудничества, которое, кстати, де факто уже
имеет место, ясны. Русская Православная Церковь может внести существенный вклад
в патриотическое и гражданское воспитание, в дальнейшее укрепление единства нашего
общества, что столь необходимо в нынешней сложной международной обстановке".
"Для выполнения важных задач, о которых сказано выше, Русская Православная
Церковь в полной мере еще не готова. Следует провести трудоемкую подготовительную
работу, готовить соответствующие кадры. Назрел также вопрос о пересмотре существующих
республиканских законодательств в отношении религиозных объединений, которые устарели
и не отвечают новым реальностям, сложившимся в нашем обществе и государстве".
Рост числа приходов с сентябре 1987 года. Нежный в "Огоньке" против
ущемления православных в Краснодаре. 1987 - передачи МП Оптиной и Толгского м-ря.
Амнистия диссидентов.
Подковёрная борьба: 30 декабря 1987 г. управделами сделан вместо митр. Одесского
Сергия - Сабодан. В 1988 г. снят Мефодий Немцов с председателя ХОЗУ, назначен
Алексий Кутепов.
В конце апреля 1988 г. состоялась встреча Святейшего Патриарха Пимена и постоянных
членов Священного Синода: митрополитов Ленинградского Алексия, Киевского Филарета,
Крутицкого Ювеналия, Минского Филарета и Ростовского Владимира (Сабодана) — нового
управляющего делами Патриархии — с М. С. Горбачевым.
Харчев утверждал, что у Горбачева были враги в ЦК, против либерального отношения
к Церкви, а он Горбачева поддерживал. Сам в марте 1988 года так обосновывал либерализацию:
"В настоящее время в Советском Союзе тенденции к снижению религиозности
нет. Каждый год производится миллион отпеваний, это 20–30% покойников, а отпевание,
по моему мнению, наиболее достоверный показатель религиозности, так как при жизни
человек врал из-за боязни потерять работу. 30% младенцев крестят. Раньше была
практика: при крещении требовать паспорт. Это давало возможность партийным работникам
находить крещеных по паспортным данным и административными методами воздействовать
на верующих... Сейчас практику предъявления паспортов в церкви по нашей инициативе
отменили. ... Наибольших успехов в контроле над религией и в подавлении ее инициативы
мы достигли в среде священников и епископов Русской Православной Церкви. Сначала
это радовало, а сейчас это грозит обернуться непредвиденными обстоятельствами.
Несмотря на то что деятельность Русской Православной Церкви контролируется и ограничена
и ее инициатива не вызывает опасений (хотя, впрочем, даже у забитой дворняжки
терпение небезгранично), беспокойство вызывает усиление других конфессий... Раньше
мы давили Русскую Православную Церковь и не сдерживали сектантов, так как боялись,
что они уйдут в подполье и мы окончательно потеряем над ними контроль. Но ведь
католики, протестанты, баптисты, евангелисты, адвентисты и многие другие имеют
центры и органы управления вне досягаемости советской власти, и потому их бурный
рост чреват непредсказуемыми последствиями ... 70% верующих — это не шутка".
26 мая 1988 г. в Оружейной палате Кремля состоялась торжественная церемония
передачи Церкви в лице ее иерархов святынь, хранившихся в кремлевских музеях.
В 1986 г. Русская Православная Церковь имела 6794 прихода; в 1981–1986 гг.
их число уменьшилось на 213, но в 1987 г. впервые после середины 50-х гг. количество
их начало возрастать. За 5 месяцев 1988 г. число приходов Русской Православной
Церкви увеличилось более чем на 60.
Поместный собор 6 июня 1988 года. Ко времени созыва Поместного Собора Русская
Церковь имела 6893 прихода, 67 внутренних и 9 зарубежных епархий, 74 епископа
(7 из них несли служение за рубежом), 6674 священника и 723 диакона, 22 монастыря
с 1190 насельниками и насельницами. Был принят новый устав, обязывающий собирать
Поместный собор не реже раза в 5 лет.
Мартишкин на соборе выступил с критикой алчности духовенства, против возвращения
священникам хозяйственных прав.
Митр. Львовский Никодим
"Странным и тревожным в нашу экуменическую эпоху является тот факт, что
и некоторые приезжающие как туристы клирики и лица, именующие себя униатскими
священниками, под разными предлогами агитируют верующих православных галичан с
целью усилить конфликт. Они склоняют верующих к тому, чтобы они давали присягу
на святом Евангелии и навсегда отказывались посещать православные храмы как "схизматические",
даже при погребении родственников, и игнорировали бы святые таинства православной
Церкви, признаваемые Римо-католической Церковью. Так, миссионеры унии до конца
верны своей цели — сеять вражду в православном народе, которая выгода Риму. Они
прикрывают свою антиправославную деятельность незаконными антиканоничными титулами
для своей иерархии, используя названия Киева, Волыни, Полтавы, Севастополя и других
городов Украины, в которых якобы действуют "катакомбные церкви", то
есть там, где сроду не было таковых. Это делается для того, чтобы фальсификацией
истории ввести несведущую мировую общественность в заблуждение".
Архиеп. Иоанн Снычев, тогда в Куйбышеве, призвал "создать своего рода
цензуру, которая бы проверяла преподавателей и профессоров с точки зрения их православного
направления".
За 5 первых месяцев 1988 г. открыто было более 60 храмов, а в оставшиеся месяцы
года Церкви возвратили около 1000 храмов; при этом большая их часть приходится
на Украину, на территории Российской Федерации в 1988 г. было зарегистрировано
только 176 новых приходов. Процесс восстановления приходов продолжался и в 1989
г., причем с ускорением, так что в РСФСР на 1 января 1990 г. действовало уже 3120
православных приходов; общее же число приходов Русской Православной Церкви к этому
времени превысило 11 000.
В 1988–1989 гг. были замещены правящими архиереями кафедры, не имевшие епископов
в течение десятилетий: Ижевская, Хабаровская, Ульяновская, Челябинская, Сумская,
учреждена была новая — Тернопольская епархия, выделенная из Львовской. После празднования
юбилея до конца 1989 г. возобновлено было 29 новых монастырей в Московской, Рязанской,
Курской, Кишиневской и Львовской епархиях.
В ЦК и КГБ К. М. Харчевым действительно были недовольны, но, несмотря на проводимый
либеральный курс, он сумел испортить отношения со многими архипастырями Русской
Православной Церкви, с религиозными деятелями других конфессий. Религиозные лидеры,
в том числе и члены Священного Синода Русской Церкви, обращались к Горбачеву с
просьбой о замене председателя Совета по делам религий. И Харчев был действительно
уволен, а на его место был назначен Ю. Н. Христораднов, в прошлом в течение 15
лет первый секретарь Горьковского обкома, при нем религиозная ситуация в области
была одной из самых тяжелых в стране. Особого влияния на церковную жизнь Христораднов
уже не имел, но вошел в историю тем, что отказался нанести визит Святейшему Патриарху,
заставив тяжело больного, почти неподвижного первосвятителя явиться в Совет.
30 ноября 1988 г. в Москве состоялась конференция "Церковь и перестройка",
в которой участвовало около 200 лиц, среди них были и священнослужители православной
Церкви, и раскольники, порвавшие с Церковью, и протестанты. Помимо совершенно
разумных мыслей о развитии миссионерства, особенно среди молодежи, о церковной
благотворительности, об открытии приходов, на конференции звучала и несправедливая
критика епископата и Патриархии.
11 октября 1989 -архиерейский собор постановил начать канонизацию новомучеников.
О новом законе о религии:"предоставление равных прав для религиозного и атеистического
обучения, воспитания и пропаганды;". Вахрамеев заменен Гундяевым в декабре
1989 г.
Боднарчук 1 ноября 1989 г. сообщил в Патриархию о выходе из ее юрисдикции.
Священный Синод пригласил его на свое заседание, назначенное на 13 ноября, но
епископ Иоанн отказался явиться в Москву, заявив, что он вошел в юрисдикцию Украинской
Автокефальной Православной Церкви во главе с "митрополитом" Мстиславом
(Скрыпником). В благодарность за переход митрополит Мстислав пожаловал раскольнику
сан архиепископа. Несколько приходов в Галиции ушли в Украинскую Автокефальную
Православную Церковь вместе с епископом Иоанном. За внесение раскола Священный
Синод Русской Православной Церкви на своем заседании 13 ноября 1989 г., лишил
епископа Иоанна сана.
1 декабря 1989 г. на встрече М. С. Горбачева с папой Иоанном Павлом II в Ватикане
был окончательно решен вопрос о легализации унии.
31 января 1990 г. в Свято-Даниловом монастыре в Москве состоялся архиерейский
Собор. Собор открыл краткой речью Святейший Патриарх Пимен: "Со всей остротой
перед нами стоит вопрос о взаимоотношениях между православными и католиками восточного
обряда на Западной Украине. С болью мы воспринимаем раскол, учиненный сторонниками
так называемой Украинской Автокефальной Православной Церкви
Развитие народного православия: магизм
Выписки из 4 изд. книги "Богом данная" о схимон. Макарии, её высказывания
конца 1980-х гг.
Cтр. 32: «Кто-то по злобе своей обманным путем предал ее (Тихону) земле. С
того времени у Тихоны стала сохнуть и сильно болеть одна нога, и послушницу все
время тянуло полежать на земле».
Cтр. 48-49: «Одним она давала только общие советы, другим – конкретные указания.
«В этой жизни бойтесь колдунов и колдовства, - неустанно повторяла матушка. –
К народу этому (к колдунам – Авт.) надо подходить со всякими опасками, - советовала
она тому, кто жил по соседству и работал бок о бок с колдунами. – Они могут так
разделать, что будешь под себя ходить». А на неизменный вопрос, как можно отличить
таких людей, подсказывала: «У колдунов красные слезные глаза. Это от того, что
они все ночи работают и не спят». [ Далее идет развернутое описание колдунов и
их козней. Даются прямо этнографические советы (в духе деревенского фольклора)
как против них предохраняться.] «Если хочешь быть здоровым … никому не давай свое
фото. Это самое губительное дело – свое фото давать». «Испорченную колдунами одежду
рекомендовала кипятить и тридцать три раза при этом читать молитву «Да воскреснет
Бог». И главное – помнить, «что колдуны лютуют в 4 часа дня и в 12 часов ночи».
Cтр. 51: «Рассказывали, как один раз пришла к матушке с недобрыми мыслями женщина
и только поцеловала ей руку, как та распухла и не могла даже пролезть в рукав
подрясника. Позднее я спросил матушку: «Ты же знаешь, с чем к тебе приходит тот
или иной человек. Если не с добром, так и не надо бы его впускать». – «Нельзя
не пускать, - отвечала она, - Надо всех миловать!»
Cтр. 101: «И действительно, прикованная к кровати, матушка Макария, сама словно
малое беззащитное дитя, жертвенно исполняла свой подвиг. «Кто в глаза глядит и
на лицо начитает, кто щипает, кто гладит, а мне от всего этого плохо, - жаловалась
она на приходивших со злым умыслом людей. Приносили и заведомо испорченные колдунами
наговоренные продукты. Случалось, съешь что-либо из принесенного без матушкиного
благословения и не знаешь куда после этого деваться от боли – в животе так и крутит!
Но стоило лишь испить святой матушкиной водицы и растереться ее маслицем, как
все сразу проходило. Поэтому она и старалась предупредить: «Истопи молочко, что
принесла эта женщина. Если оно не порчено, то крови не будет, а если порчено,
внизу будет кровь».
Дважды чародеи делали так, что в доме тухли все лампады и хожалки не могли
их затеплить. Лишь благодаря усиленным молитвам приехавших архимандрита Гермогена
и протоиерея Александра удалось вновь зажечь лампады». (стр. 104-105)
Cтр. 171 Пророчества схимонахини Макарии: «Видишь, как темно, колдунье затемнило.
Я еще раньше говорила: скоро будет темно, станете носом торкаться (17.11.87).
Зимой светило солнце, а нынче и летом не светит – запрещение читают колдуны на
солнце (27.08.87). Волшебники помрачили небо, чтоб их дела не очень видны были,
они любят темноту (05.10.87). Темные люди на землю черноту навели, лукавая сила
усиливается. Скоро все люди будут это дело (колдовство – Авт.) знать. Вокруг лукавого
вся нечистая сила будет, соберет их в кучу и начнут. Плохая жизнь приходит (28.10.87).
Теперь их время настает, хорошие времена кончаются (24.05.88). Они людей перепортят,
а потом станут показывать друг на друга (27.03.87)». «Никак теперь нельзя на этажи
(жить в многоэтажных домах – Авт.). Теперь теснота, везде народ плохой, теперь
своим умыслом нечистым они верующий народ теснят (25.03.89)».
Cтр. 172: «Колдуны теменью всю землю покроют, а без солнца ничего не вырастет.
А этому никто значения не придает (18.02.88). Солнце в четыре часа чуть-чуть проглянет,
и опять станет темно. Мы будем в темноте (27.08.87). И свет не дадут зажигать,
станут говорить, надо экономить энергию (28.06.88)».
Cтр. 173: «Скоро колдуны все просфоры перепортят и не на чем станет служить
(Литургию – Авт.). А причаститься можно будет раз в год. Матерь Божия своим людям
скажет, где и когда причащаться, надо только слушать! (28.06.89)».
Конст. Харчев, бывший председатель Совета по делам религий (1984-9) утверждает,
что патр. Пимен целый год уговаривал его снять с поста управделами МП Алексия
Ридигера (Новые Известия, 29.12.2002).
Парадокс несвободного христианства с полной силой выразился в том, что традиция
отговаривать "чающего рукоположения" наполнилась совершенно новым смыслом.
Вообще, проверять призвание путём разубеждения - нормально. Но как же надо извратить
церковную жизнь, чтобы хороший священник, когда ему говорит молодой человек о
своем желании встать на путь священнослужения, начинал объяснять, что он попадет
прежде всего в жесткую и бездушную структуру, а не объяснять, что призвание требует
освобождения от жесткости и бездушия в себе. Такие "отговоры" более
похожи на плач о себе, о том, как невыносимо быть священником в советизированной
структуре. Идеалом в такой системе становится священник-маргинал, ещё лучше -
монашествующий, схимник. Распространение монахофилии в Средние века - симптом
того же обездушивания церковных структур. Начинают ходить легенды о замечательных
священниках, которые есть в глубинке или даже и в Москве, но потихонечку, тайненько,
создают атмосферу истинного христианства... (см.: Василенко);
Насколько такие рассказы основаны на фактах, не так важно, как то, что система
сознаёт свою межеумочность, ищет оправдания "на стороне", часто оправдывается
именно теми, кого преследует. Так коммунисты в годы потрясений вдруг начинали
рассказывать, как они втайне сострадали антикоммунистам и разделяли их взгляды.
Праведники - не оправдание системы, как "хорошие коммунисты" не оправдывали
коммунистическую систему. Атеисты, кстати, могут не радоваться - такие праведники
и не осуждение системы. Система вполне может быть человечной, и за пределами России
есть вполне нормальные христианские структуры. Порочна не советская церковность,
а советскость, отравляющая всех, кто не имеет положительного идеала, или имеет
идеал, но не имеет Духа.
Переговоры проходили во Львове с 8 по 13 марта 1990 г., с Вл. Стернюком - вышел
из комиссии,
3 мая 1990 г. смерть Пимена.
Цыпин:
отказывается вести переговоры до тех пор, пока Русская Православная Церковь
не признает за униатской Церковью прав юридического лица. Требование это было
нелепо, потому что, во-первых, это дело не церковной, а государственной власти
давать или не давать права юридического лица, а во-вторых, потому, что, как сказал
тогда участвовавший в переговорах председатель ОВЦС митрополит Смоленский Кирилл:
"Какое признание можно требовать от нас, если сама Русская Православная Церковь
почти лишена права юридического лица?"681 За этим требованием признания за
униатской Церковью прав юридического лица стояло притязание на передачу униатам
всех храмов, принадлежавших униатской Церкви в 1939 г., независимо от воли прихожан.
Униаты настаивали на незаконности перехода этих храмов в юрисдикцию Московской
Патриархии в 1946 г., православная сторона возражала, ссылаясь на то, что после
Брестской унии 1596 г. греко-католической Церковью незаконно захватывались храмы,
принадлежавшие православной Церкви.
Массовые захваты православных храмов между тем продолжались при полной поддержке
местных властей, состоявших после местных выборов из приверженцев сепаратизма.
Во Львове, Тернополе, Ивано-Франковске к лету 1990 г. униатами захвачены были
почти все храмы. Значительное большинство храмов было захвачено униатами и по
всей Галиции, хотя, по результатам социологических исследований, проведенных Академией
наук в марте—апреле, доля униатов составляла в Львовской области 28%, в Ивано-Франковской
— 22%, а в Тернопольской — только 12%. Но православные, не имея иных побуждений
к тому, чтобы оставаться православными, кроме религиозных, не могли защищать свои
храмы кулаками и кольями, с помощью которых отнимали у них церкви банды униатов,
воспламененных политическими сепаратистскими страстями, ненавистью к Москве
*
*
Совершенно уникальный текст - воспоминания К.Харчева, руководившего работой Совета по делам религий, в 1984-1989 гг. Воспоминания резко отличаются по стилю от интервью, которое Харчев дал в 2001 г. демократическим "Новым Известиям" - в том интервью Харчев резко критиковал МП, говорил, что был снят по требованию членов Синода.
Харчев сообщает, что Зимянин поставил ему одно условие: не ссорить ЦК и МП, что вызвано у Харчева недоумение: "Для членов ЦК попы какое-то там началие". "Многие из партийных сановников тянулись к Церкви, кое-кто в возвышении ее видел залог "необратимости процессов перестройки".
"Через год с небольшим" после вступления в должность (- т.е., видимо, в начале 1986 года, считая от ноября 1984) Харчев крестился у о. Николая Соколова, одного из доверенных лиц патр. Пимена. Итог своей работы Харчев подводит так: "При моем вступлении в должность на учете Совета было около 4500 церквей, а к празднованию 1000-летия их стало на 2500 больше". Впрочем, намного подробнее Харчев рассказывает, как добился выделения патр. Пимену "политбюрошного" автомобиля "ЗИЛ". Пимену достался автомобиль, уже оборудованный для председателя КГБ Крючкова (впоследствии путчиста) - конечно, оборудование всё убрали. Харчев не объясняет, почему он начал с того, что спросил у Пимена, можно ли ему преподнести такой подарок, почему Пимен дал согласие не сразу.
Самым интересным является следующее показание Харчева:
"Несмотря на наши с братьями Соколовыми старания Священный Синод отказался от идеи проведений главных торжеств на Соборной площади Кремля. Святейший Пимен не смог настоять на этом проекте, будучи всего лишь членом Синода. Архиереи почему-то захотели сидеть в Большом театре на концерте вместо того, чтобы уже тогда вернуть Церкви патриаршии покои в Кремле".
Неужели всё дело лишь во внутрицерковной демократии? Неужели сами архиереи отказались, взбунтовавшись против патриарха? И после этого написали донос на Харчева в ЦК, добившись его снятия за слишком пышное празднование юбилея Крещения Руси? И кто именно написал? Как соотносилась борьба внутри Синода с борьбой в Политбюро? Ведь Горбачёв (подчёркивал Харчев) не принял участие в праздновании юбилея.
В своём интервью 2001 г. Харчев упоминает, что патр. Пимен его "год уговаривал дать согласие на снятие с поста тогдашнего управляющего делами Московской патриархии [митр. Алексия Ридигера]". Публикатор интервью счёл, что речь идёт о 1989 г., и сделал примечание о том, что Ридигер стал патриархом через год. Это неверно: "год" тут следует отсчитывать с момента назначения Харчева, тогда всё совпадает: Ридигер был снят с поста управделами 29 июля 1986 года. Через полгода после крещения Харчева референтом патр. Пимена. Однако, в конце концов Харчев был свергнут сторонниками Ридигера, хотя детали этой борьбы пока неясны, да и вряд ли слишком принципиальны. Союзы между номенклатурными деятелями никогда не бывают слишком прочными. |