Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ

ДОБРОТА - ПОСЛЕДНЕЕ ПРИБЕЖИЩЕ НЕГОДЯЕВ

Имитация доброты распознаётся по агрессивности. Ложная доброта не стесняется думать (а то и говорить): "Они недобрые люди, при всех своих достоинствах, а я добрый человек, при всех своих недостатках",

"Я добрый человек!" - единственное утешение человеку, который всю жизнь работал на заводе по производству колючей проволоки. Мухи не обидел, ласковый и нежный ко всем был.

"Я добрый человек!" - единственная причина для самоуважения рабочему, который всю жизнь производил очень скверные автомобили, где-то что-то постоянно недокручивая, криво приделывая, подворовывая, чтобы компенсировать низкую зарплату.

"Я добрый человек!" - последнее прибежище всех, на ком стоят бесчеловечные режимы, от палачей и солдат до паспортисток, от заведующими разнообразными отделами до спивающихся и праздно болтающих, не сделавших в своей жизни ни единого доброго дела, но, что правда, то правда, мухи не обидевших.

Только вот доброта не мухами измеряется.

 

ГРЕШНЫЙ, ЗАТО ДОБРЫЙ

Получил очередное обличительное послание от господина, пожелавшего остаться неизвестным (как он сказал - чтобы при встрече иметь возможность со мной поговорить о погоде; как мало нужно иным людям для счастья). Господин рекомендовал себя как недостойного грешника - а меня оценил как человека недоброго, немилосердного.

Что я недобр, я слышу по несколько раз в неделю, а когда мне доверяют приютских детей на воспитание, то и по несколько раз в день. Но первый раз я услыхал это в противопоставлении "грешник//недобрый". Подразумевается, что эгоист, растлевающий девочек, плюющий в иконы, обманывающих слепеньких старушек, отцеубийца и клятвопреступник, при всех своих недостатках всё-таки лучше недоброго, сурового, жестокого человека. Который говорит, что Фоменко, Роза мира и книга Урантия - белиберда. Ведь мог бы обтекаемо...

Тут столько пищи для размышлений, что я не могу ею не поделиться. Пожалуй даже, всю отдаю - самому размышлять лень.

Скажу, пожалуй, одно. Отец Александр Мень был великий педагог. Но его величие проявлялось не в том, что он деликатно обтекал некоторые темы, не говорил всего, что думал о "Розе мира" и т.п. Обтекаемость - вовсе не доброта и не милосердие. Уклончивость и деликатность очень жестоки - прежде всего, по отношению к культуре.

Это не означает, что надо инквизиторски бегать и выискивать ереси, дабы их обличить. Псалом 1, стих 1 обрисовывает ясный предел. Но если совет нечестивых вваливается с хозяйским видом в твой дом... Если спрашивают - скажи правду. Слово "белиберда", конечно, лучше не употреблять, но надо быть достаточно ясным, чтобы человек задумался.

А главное - в культуре как в университете: если из милосердия и доброты начать ставить пятёрки двоечникам, сам не пострадаешь, возможно, но те, кто придут потом к двоечникам на приём, кто будет читать их книги, кто будет летать в сконструированных ими самолётах, кто будет ходить слушать их проповеди, исповедоваться им...

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова