Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ

СУЕВЕРИЯ ПСЕВДО-ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

«Народная религиозность» включает в себя религиозность «белых воротничков», а внутри неё – «православной интеллигенции». Люди с высшим образованием и – обязательный дополнительный критерий – не слишком часто посещающие православную церковь. Может быть, посещающие её раз в один-два года или реже, не являющиеся членами конкретного прихода, не имеющие постоянного исповедника, не молящиеся утром, вечером, перед едой, но твёрдо считающие себя православными.

Круг таких людей образовался в 1970-е годы и за сорок лет вырос до сотен тысяч людей. Он постоянно растёт за счёт людей, которые уверовали, крестились, какое-то время (от двух недель до 2-3 лет) регулярно участвовали в церковной жизни, но в конце концов перестали. Они не критикуют духовенство, но стараются с ним не сближаться далее определённой черты. Духовенство отвечает им тем же.

В отличие от «народной религиозности» с более низким уровнем образования, эта среда не придаёт значения культу святой воды и источников (или придаёт значение небольшое – потребность в «магической медицине» удовлетворяется «нетрадиционной медициной» внерелигиозного характера). В отличие от более регулярно посещающей церкви «православной интеллигенции» эта среда не «паломничает» по обителям и святыням, не предаётся иконопочитанию и чтению «православной литературы».В этой среде есть три обрядовых предпочтения.

Во-первых, жить в освящённой квартире – точнее, провести обряд освящения квартиры.

Во-вторых, причащение пожилых родственников.

В-третьих, «молитва по соглашению».

Все три элементы составляют «узлы», которые позволяют человеку уверенно говорить о себе как о православном. Если первые два элемента – рудимент религиозности XIX века, то третий возник недавно. «Молитва по соглашению» проникла в эту среду из протестантской через экуменические контакты (почему она и связана с определённым уровнем образования, делающим такие контакты возможными) и воспринимается как репрезентация (себе и окружающим) подлинности и глубины духовной жизни. «Молитва по соглашению» удовлетворяет потребности в магии, в рассказах о чудесах, сверхъестественных исцелениях (случаи не исцеления, разумеется, вытесняются из сознания), но самое главное – она удовлетворяет потребность в церковности, в соединении с другими. Литургия этой потребности не удовлетворяет или удовлетворяет недостаточно. Причины этому различны у разных людей. «Молитва по соглашению» – по возможности, в одно и то же время – демонстрирует единство с группой неопределённого состава, единство без принятия на себя каких-либо обязательств, единство вне Церкви со всеми её достоинствами и рисками.

Православное богослужение для многих посетителей является точно такой же «молитвой по соглашению»: подача записок, чтение их священно- и церковно-служителями. При этом подающие записки (большинство) избегают знакомства друг с другом и со священниками, могут и не причащаться никогда, и не молиться.

Разумеется, православная литургия предоставляет и другие возможности для религиозного поведения, но они мало используются, особенно в условиях огосударствленной религии. Протестантизм таковой не является – в России, почему в нём молитва по соглашению есть не эскапизм, не суррогат церковности, а её вполне реальная часть (тем более актуальная, что богослужение тут сосредоточено прежде всего на проповеди). Среднюю позицию занимает русское католичество, которое в силу своей немногочисленности, закрытости и неоригинальности не представляет для наблюдателя большого интереса.

См. православизация. Ложная интеллигенция. Намоленность.

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова