Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история
 

Яков Кротов

 

ЧЕЛОВЕК БЕЗ СВОЙСТВ

 

НОС

Про нос, к сожалению, написано слишком обильно. Первоначальное гениальное "глава о носах" Стерна размыта и утоплена в океане пошлости. Несколько лучше с обонянием - то есть, с непосредственным занятием носа, которое труднее поддаётся фальсификации.

Милое русское слово, которого и у Даля не сыскать: "немытушка". Подвижник, который не моется. Н.Зольникова привлекла в качестве исторического источника рукопись старообрядца 1970-1980-х годов (часовенное согласие, Нижний Тагил). Старообрядец этот не мылся, чтобы не было искушения заигрывать с женщинами. Немытушка этот считал, что на нём явилось чудо: “Вот какой я грешный и невежа, как чурка с глазами... грешный и ленивый и неохота мыться и стираться годами... И удивляюсь чюду, слава Богу, нет вшей и тело не зудится”.

Презрение к материальному возведено в принцип: одежду он носит так: “Передом назад, а задом наперед, и дольше носится, и свитер, и носки тако, и всегда крашу черным белье, лучше не маркое... Ну конечно, богачи так не носят. Раз – два оденут да выбросят. А мы, ленивы, нищи, подбираем да Богу угождаем, а не телу своему”.

Если же вдруг желание переспать с женщиной становится неодолимым, немытушка обращается к жене: "Жена не откажет. Она знает правило евангельское, что мужу отказать нельзя, хотя грязный или вонючий; вымою подпупие и свалюся на нь".

Прочёл жене про "вымою подпупие и свалюся на нь". Любимая женщина смеяться не стала. Сказала "какой кошмар" и ушла в себя.

У Покровского статья о немытушках 18 столетия идёт в книге об антифеодальном протесте крестьян-старообрядцев. А ежели человек в 1970-е подпупие не омывал, значит, сие был протест антикоммунистический.

И эти люди смеялись над нечистыми ногтями нигилистов!

Слово "подпупие" есть у Лермонтова в непристойном стишке (через цитату у Аполлона Григорьева) и в описании одного конволюта средневекового из библиотеки Сергиевой лавры: "Некто ун чернець, тружаем от скверны плотныя лукаваго беса и боля подпупием срамных уд". Но, кажется, тут "подпупие" обозначение не места, не от слова "пуп", а от слова "пупырь".

Запах не есть "свойство человека". Запах есть часть человека. У человека обоняние не самое сильное, - впрочем, человек по всем параметрам уступает близким видам, недаром его даже описывали как "вечного ребёнка". Человек некоторые свои ослабленные способности всячески старается развить, усилив зрение - оптикой, конечности - инструментами. Однако, обоняние человек не слишком стремится развивать, а такую свою черту как запах всячески старается уничтожить - либо аннулировав, либо подменив нечеловеческим ароматом. Запах подвергается таким же манипуляциям, как волосы и ногти, и с разными запахами, с запахами разной интенсивности связываются различные значения, как и с волосами разной длины (или с обритой наголо головой, с лысиной). Путь от восточных благовоний до американского культа тела, запах которого свидетельствует лишь об уничтожении естественного запаха, тождественен пути от длинных ногтей китайских красавиц до тщательно подстриженных ногтей яппи. Манипуляции запахом словно осуществляют вековую мечту человечества о невидимости (которая, кажется, преломляется и в мечту о полёте, о невесомости). Запах настолько важен, что кто не пахнет - исчезает. "Непахнущая и свободная".

*

- папа как сопля Лютера, 1619;

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова